23 декабря 2020 года
Фотопроект «Город на память». 627. Камушки и «Москва-Сити»
Камушками называют пресненский жилой микрорайон, расположенный почти на самом берегу Москвы-реки на месте старых Дорогомиловских каменоломен и песчаного карьера. На немногочисленных любительских фотоснимках, сделанных местными жителями в середине ХХ века со стороны Дорогомилова, можно увидеть деревянные бараки и пакгаузы в Камушках, строительную технику в карьере, цементный элеватор, пути соединительной железнодорожной ветки и парк отстоя пассажирских вагонов («Пост Камушки»), радиобашню-глушилку, гаражи и огороды.
На дореволюционных картах это место обозначалось как пустырь с подъездными путями и подписью – Каменоломня. Камушки в топонимике появились чуть позже, в первые годы советской власти.
Смотрите старые фотографии: Мост Брянской передаточной ветки. 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/317939
Смотрите старые фотографии: Камушки. 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/38774
Мост Брянской передаточной ветки снесён при строительстве Третьего транспортного кольца, а по бывшей Московской Окружной железной дороги открылось движение электропоездов МЦК.
Смотрите старые фотографии: Строительство павильона № 2 в «Экспоцентре». 1985-1986 гг.: https://pastvu.com/p/915441
В 1970-1980-х годах унылый ландшафт Камушков украсил ансамбль выставочных павильонов «Экспоцентра» – организации, проводящей международные и иностранные отраслевые выставки в СССР, такие как «Связь», «Химия», «Здравоохранение», «Продэкспо», «Полиграфия», «Мебель», «Лесдревмаш», «Металлообработка», «Агропродмаш», «Нефтегаз» и другие. Прежде подобные выставки проходили в Сокольниках, а в наши дни самой большой экспозиционной площадкой в Москве стал «Крокус» в Мякинино.
Филипп Киркоров на выставке «MosBuild», выставочные экспозиции «Мебель» и «Мир детства» в «Экспоцентре»
Храм преподобного Серафима Саровского освящён в 2010 году
Смотрите старые фотографии: Железнодорожная ветка на сахарорафинадный завод. 1985-1986 гг.: https://pastvu.com/p/915790
Первые дома для рабочих окрестных предприятий появились в Камушках в 1958-1959 годах, причём прямо через квартал проходила железнодорожная ветка на Сахарорафинадный завод имени Мантулина, по которой в вагонах-хопперах доставлялось сырьё. Заводов и фабрик в этой части Пресни было немало – машиностроительный, бетонный и сахарорафинадный заводы, швейная фабрика и знаменитая Трёхгорная мануфактура.
Даниловский сахарорафинадный завод был основан ещё в 1859 году промышленником В.Бергом, а в советские годы Краснопресненский завод, получивший имя революционера Мантулина, являлся одним из крупнейших производителем рафинада из сахарной свёклы, а также жидкого сахара для хлебопекарной промышленности и сахарного песка. Сладкая жизнь закончилась в 2005 году, когда цеха стали сдавать в аренду под склады и мастерские, а в 2017 году на месте снесённого завода со столь долгой историей был выкопан котлован для строительства жилого комплекса City Park. Незадолго перед сносом владельцы предоставили индустриальную площадку мастерам стрит-арта, которые оставили на заводских стенах прощальные граффити.
Причинами закрытия этого и других соседних предприятий можно считать кризис при переходе к рыночной экономике, конкуренцию, снижение спроса на продукцию или ухудшение логистики в связи с демонтажом железнодорожной ветки. Но, пожалуй, главным поводом зачистить территорию от промышленных объектов стало строительство фешенебельного города небоскрёбов «Москва-Сити», ведь небожителям хочется видеть из окон что-то поживописнее заводских цехов с дымящими трубами.
Сахарорафинадный завод снесён
Мантулинская улица, 24 – жилой дом работников Даниловского сахарорафинадного завода (1914)
1-й Красногвардейский проезд, 7с1 – бассейн «Трудовые резервы» (1958) с 25-метровой ванной для плавания и ванной для игры в водное поло, перестроенный в административно-офисное здание (2018)
1-й Красногвардейский проезд, 12с2 – административное здание (1952)
Помимо индустриальных строений оказался обречён на уничтожение и жилой микрорайон Камушки, ограниченный 1-м и 2-м Красногвардейскими проездами, улицей Антонова-Овсеенко и Шмитовским проездом. Осенью 2019 года жители пятиэтажек начали получать ордера на квартиры в новостройке, выросшей по программе реновации на месте Мелькомбината № 4 в Шелепихе, а спустя год переселение завершилось и целый квартал опустевших домов был огорожен металлическим забором в ожидании сноса. Для Москвы это беспрецедентный случай, когда под реновацию попали почти два десятка не панельных «хрущёвок», а добротных кирпичных домов.
2-й Красногвардейский проезд, 8с1 – блочный жилой дом серии I-510 (1967), последняя панельная «хрущёвка» в Камушках
Остальная сносимая пятиэтажная застройка микрорайона Камушки представлена кирпичными домами серий II-14, II-28 и I-511 и датируется 1958-1963 годами. Судьба четырёх многоэтажных башен квартала пока неизвестна.
2-й Красногвардейский проезд, 4Б – детский сад (1962)
2-й Красногвардейский проезд, 8с4 – техническое строение
Шмитовский проезд, 31к2 – реконструируемое строение напоминает типовой детский сад 1950-х годов
Смотрите старые фотографии: Нулевой цикл строительства одного из небоскрёбов «Москва-Сити» с видом на микрорайон Камушки. 1999 год: https://pastvu.com/p/143120
«Москва-Сити» строится (фото 2007 года)
История комплекса «Москва-Сити» началась в 1991 году, когда архитектор Борис Тхор высказал идею строительства квартала небоскрёбов на берегу Москвы-реки. В портфолио архитектора уже фигурировало участие в таких необычных проектах, как станция метро «Ленинские горы» и павильон СССР на «Экспо-67» в Монреале, а за проект спорткомплекса «Олимпийский» Тхор был удостоен Ленинской премии. Но замысел возведения высотного комплекса выглядел слишком масштабно и поэтому утопично – его можно было сравнить разве что со строительством Дворца Советов, провалившейся авантюрой сталинских времён.
Однако спустя год столичным мэром был избран Юрий Лужков, который загорелся футуристическим проектом «Московского Манхэттена», вряд ли подозревая о «подводных камнях» грядущих экономических кризисов. Для застройки была выделена обширная территория на месте бывших каменоломен и карьеров, практически пустующая, что давало архитекторам карт-бланш для реализации самых смелых решений. Проектированием отдельных зданий занимались разные архитектурные бюро, поэтому каждый из 23 объектов имеет собственные индивидуальные черты, а по именам причастных список выглядит солидно: Михаил Посохин, Геннадий Сирота, Сергей Чобан, Петер Швегер (Германия), Фрэнк Уильямс (США), Тони Кеттл (Великобритания), архитектурные, строительные и дизайнерские компании NBBJ (США), Enka (Турция), Strabag (Австрия), «Скидмор, Оуингс и Меррилл» (США), Capital Group и другие.
По первоначальному замыслу в центральной части предполагалось разбить парк, а вокруг него возвести высотки, но планы не раз пересматривались по желанию заказчиков и инвесторов. В итоге вместо парка горожане получили торговый центр «Афимолл» и лишь одна «Башня 2000» была построена по неизменённому проекту. В 1995 году строительство приостанавливалось из-за недостатка финансирования и возобновилось лишь спустя десятилетие. Кстати, всего в проект инвесторы вложили порядка 12 миллиардов долларов. Первым сданным объектом стал мост «Багратион» (архитектор Борис Тхор), торжественно открывшийся ко Дню города в 1997 году, а в 2001 году введён в эксплуатацию первый бизнес-центр «Башня 2000» (архитектор Борис Тхор), впрочем с высотой 130 метров и 34 этажами он не претендует на статус небоскрёба.
А вот перечень возведённых и строящихся высотных зданий «Москва-Сити» с указанием высоты и этажности:
комплекс «Башня Федерация»
(архитекторы Сергей Чобан и Питер Швегер, строительство 2004-2016, «Восток» – 373 метра, 96 этажей и «Запад» – 242 метра, 63 этажа)
комплекс «Город столиц»
(архитектор NBBJ, строительство 2007-2009, «Москва» – 302 метра, 73 этажа и «Санкт-Петербург» – 257 метров, 65 этажей)
комплекс «ОКО»
(архитектор Skidmore, Owings and Merrill, строительство 2011-2019, Южная башня – 354 метра, 85 этажей и Северная башня – 245 метров, 49 этажей)
комплекс «IQ-квартал»
(NBBJ, East LCC, 2010-2016, Башня 1 – 85 метров, 21 этаж, Башня 2 – 169 метров, 42 этажа, Башня 3 – 135 метров, 33 этажа)
комплекс «Neva Towers»
(Hellmuth Obata & Kassabaum, 2014-2020, Башня 1 – 345 метров, 79 этажей и Башня 2 – 302 метра, 68 этажей)
комплекс «Башня на Набережной»
(Инан Вехби и Остюрк Олджай, 2003-2007, Башня «A» – 85 метров, 17 этажей, Башня «В» – 127 метров, 27 этажей, Башня «С» – 268 метров, 60 этажей)
комплекс «Capital Tower»
(Сергей Скуратов Architects, строится, Башня City Tower – 262 метра, 62 этажа, Башня Park Tower – 212 метров, 58 этажей, Башня River Tower – 212 метров, 58 этажей)
башня «Эволюция» (Филипп Никандров, 2015-2018, 246 метров, 55 этажей)
башня «Евразия» (Swanke Hayden Connell Architects, 2005-2014, 309 метров, 72 этажа)
башня «Меркурий Сити Тауэр» (Фрэнк Уильямс, Михаил Посохин и Геннадий Сирота, 2006-2013, 340 метров, 75 этажей)
башня «Империя» (Джованни Коррадетти, NBBJ, 2006-2011, 238 метров, 60 этажей)
«Северная башня» (Проектный институт № 2, 2005-2007, 131 метр, 27 этажей)
башня «One Tower» (Сергей Скуратов Architects, строится, 421 метр, 102 этажа)
башня «Grand Tower» (Werner Sobek, строится, 283 метра, 62 этажа)
В квартале «Москва-Сити» также расположены:
торгово-развлекательный центр «Афимолл» (Моспроект-2, 2006-2011)
концертный комплекс «Sensorium Hall» (Филипп Никандров, строится)
бизнес-центр «City Point» (бюро Atome Associes, 2013)
паркинг на 3740 автомобилей (Skidmore, Owings and Merrill, 2011-2019)
Портал о «Москва-Сити» предоставляет полную информацию об архитекторах, застройщиках, параметрах зданий и рыночной стоимости: https://moscow-city.guide
Причал для теплоходов пока не используется
Учения МЧС на фоне «Москва-Сити»
Праздник офисных работников
Сергей Собянин, сменивший Юрия Лужкова на посту мэра, творчески развивает концепцию своего предшественника – теперь высотная застройка не ограничится одним кварталом, а вытеснит ещё сохранившиеся в окрестностях остатки промышленной зоны. Все эти земли сейчас называют «Большой Сити». По мнению Сергея Собянина, «подобные проекты крайне важны и должны реализовываться» – уже сейчас арендаторы «Москва-Сити» предоставляют 80 000 офисных рабочих мест и являются крупными налогоплательщиками. Помимо деловых центров в непосредственной близости от «Москва-Сити» уже началось строительство и новых высотных жилых комплексов – ЖК «Хедлайнер» в Шмитовском проезде, 39 и ЖК «iCity» в Шмитовском проезде, 37. В этом же квартале строятся дома по программе реновации для переселенцев из упоминавшихся выше пятиэтажек квартала Камушки.
Доступ горожан в высотные здания ограничен, за исключением коммерческих смотровых площадок, зато в торговом центре «Афимолл» многолюдно.
Помимо магазинов и фудкорта здесь есть выставочный зал, в котором разворачивались запоминающиеся экспозиции, к примеру, – «Титаник»: как это было. Погружение в историю» (2014) и «Тайны тела. Вселенная внутри» (2014).
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года океанский лайнер «Титаник», совершавший свой самый первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, не смог избежать столкновения с айсбергом, получил пробоины и затонул. Крушение «Титаника» стало крупнейшей морской катастрофой в истории судоходства, в ней погибло 1495 человек.
В 1908 году на верфях компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте началось строительство первого из серии трёх океанских лайнеров — «Олимпик», «Титаник», «Британник» (первоначальное название «Гигантик»). Судоходная компания «Уайт Стар Лайн», заказавшая эти корабли, решила превзойти конкурентов в роскоши отделки салонов и безопасности плавания. В рекламе новых лайнеров говорилось, что они непотопляемы, но конструкторы не смогли предусмотреть всё: «Титаник» погиб в первом же плавании, столкнувшись с айсбергом, «Британник» во время Первой Мировой войны подорвался на мине и затонул.
И лишь «Олимпик» благополучно трудился как пассажирское судно до 1935 года, более того, в годы войны он таранным ударом потопил немецкую подводную лодку. Именно на «Олимпике» сохранились многочисленные оригинальные артефакты начала века — посуда, оборудование, фрагменты интерьеров,- которые позднее заняли место в музеях и использовались для проведения выставок о трагедии «Титаника». Создатели экспозиции не обошли вниманием и одноимённую оскароносную киноленту Джейма Кэмерона о страстной и короткой любви пассажиров «Титаника» Розы и Джека.
Анатомическая выставка «Тайны тела. Вселенная внутри» представила более 200 экспонатов, созданных для понимания физиологических аспектов жизни и смерти человека. Все объекты являются реальными человеческими телами и органами, обработанными с помощью процедуры полимерной пластинации. Основной принцип полимерного метода — замена всех жидкостей в организме силиконом, что позволяет сохранить ткани и органы в их реальном «живом» виде, оставить неповреждёнными даже самые тонкие структуры. Например, экспонаты показывают, как человек питается и дышит, как различные группы мышц работают вместе, чтобы удержать тело в движении.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва-сити, экспоцентр, город на память, реновация, Камушки.