01.02.2021 17:33

Комедия Клейста вытекла из разбитого кувшина

Автор «Разбитого кувшина» Генрих фон Клейст считается одним из ведущих классиков немецкой литературы. Кафка считал его своим учителем и называл «братом по крови» наряду с Федором Достоевским. История пьесы «Разбитый кувшин» интересна сама по себе. До этого поэт, прозаик, драматург был известен, как приверженец трагического и романтического жанров. И вдруг он пишет первую в своей жизни комедию. Причиной написания послужил спор трех друзей Генриха Цшокке, Людвига Виланда и самого Генриха фон Клейста, кто лучше выразит литературными средствами содержание жанровой гравюры. Предполагают, что речь шла о гравюре французского художника Жан-Жака Ле Во «Судья или Разбитый кувшин». Победу в литературном соревновании одержал Клейст. Так из незамысловатой жанровой сцены родилась одна из лучших немецкий комедий.

Режиссера Игоря Яцко пьеса заинтересовала красотой текста в переводе Бориса Пастернака, интересной и сложной поэтикой, актуальностью и скрытой глубиной: «При всей поверхности и ясности сюжета, в нём существует по-настоящему мифологическая глубина которая раскрывается постепенно. От актеров требуется виртуозная ансамблевая работа, и очень хотелось дать им возможность попробовать себя в такой работе».

В основе сюжета анекдотическая ситуация: судье Адаму приходится разбирать преступление, в котором виноват он сам. Мошенник привык, что его обману все верят, а сластолюбивые похождения легко сходят ему с рук. А тут как-то все не сложилось: девушка в обман поверила, но жениху изменять категорически отказалась. Жених обидчика не разглядел, но хорошенько его отделал. Да еще судья в суматохе разбил кувшин ее матери. Вдобавок ко всем неприятностям приехал проверяющий и решил лично поучаствовать в разбирательстве. В процессе суда выясняются шокирующие обстоятельства. Шутка ли: судья оказывается преступником и пускается в бега. Это настолько захватывает присутствующих, что все забывают о главном предмете разбирательства – разбитом кувшине. Этот вопрос, повисший в воздухе не мешает простым людям радоваться и танцевать по случаю хеппи-энда. Ведь никто не пострадал, виновник изобличен. Даже правосудие не показало своего жестокого лица. В конце проверяющий говорит о судье Адаме снисходительно, даже с заботой: «Вдогонку, писарь! Воротить судью, чтоб пущих бед, спасаясь, не наделал». Нет желания отомстить обидчику, наказать его. Бесплодные усилия плутоватого судьи вызывают лишь смех и жалость.

В спектакле судья Адам – как будто имеет несколько лиц. Вначале мы видим персонаж, примеряющий рога черта, исполняющий зловещий танец и явно задумавший недоброе. Потом, проснувшись утром, он подобен пройдохе-студенту, который рассказывает товарищу как упал с постели и получил странные раны на голове. «Ба, черт возьми! Скажите, кум Адам, что это с вами? Ведь на вас лица нет». Лицо с ранами ему рисует служанка, он надевает парик с лысиной, на котором также видны следы ранений, перевязывает хромую ногу. Главный атрибут третьего образа, самый желанный – парик судьи, все время ускользает от нашего героя. Парик в спектакле становится самостоятельным персонажем, потерявшим постоянное место своего присутствия. Он растерянно ходит по сцене в поисках подходящей головы.

Действие происходит в голландской деревне. Для придания большего колорита в оформлении использованы полотна двух голландских художников Питера Брейгеля старшего и Мондриана. Здесь и «Крестьянский танец», и «Крестьянская свадьба», и «Безумная Грета», и «Страшный суд». Композитор Петр Айду написал музыку, которая могла бы звучать на немецкой крестьянской свадьбе или на традиционном празднике пива Октоберфест. В спектакле звучит живая музыка, а исполнители являются полноправными участниками действия как деревенский оркестр.

Персонажи всё время находятся на сцене. По задумке режиссера, визуальные образы — только фон, красивый аккомпанемент, рама для основной картины. «Все развитие действия должно идти через виртуозное исполнение текста». Визуальные образы проработаны на славу. Очень выразительна Екатерина Аликина в роли хозяйки разбитого кувшина. Нет предела сначала ее возмущению, потом радости, а затем дотошности, с которой она собирается продолжить разбирательство в суде следующей инстанции. Сразу двух непохожих персонажей сыграла Регина Хакимова: веселую красавицу служанку и таинственную госпожу Бригитту, красочный рассказ которой о ночных событиях неожиданно пролил свет на всю историю. В то же время, по моему зрительскому ощущению над виртуозностью исполнения текста актерам еще предстоит немало поработать. В первой части желание вслушаться в текст и уловить смысл коротких реплик заставляет находиться в некотором напряжении.

На первый взгляд, «Разбитый кувшин» – это веселая комедия, история плутоватого судьи, с доброй концовкой. И ее задача – поднять настроение, окунуть в атмосферу праздника. Но при чем здесь кувшин? Вот как Игорь Яцко видит философский подтекст пьесы: «Разбитый кувшин это вселенная в которой живет человечество. Человечество этот кувшин разбивает и пытается склеить. Только как-то не клеится. Трагедия всегда находит выход через жертву. А в комедии главный герой – смех, как у Гоголя, как у Мольера. Комедия смеётся над бесплодными усилиями. Смех даёт свет, дает силу. Кто смеётся тот не боится».

SSR_0016SSR_0099SSR_8192SSR_8339SSR_8374SSR_8557SSR_8590SSR_8673SSR_8758SSR_8827SSR_8863SSR_8890SSR_8920SSR_9096SSR_9139SSR_9263SSR_9372SSR_9435SSR_9583SSR_9730SSR_9564SSR_9878SSR_9908

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Школа драматического искусства.

Другие публикации

20.09.2021 в 00:17

Рулетенбург


В театре «Школа Драматического Искусства» состоялась премьера спектакля «Рулетенбург» по роману Достоевского «Игрок».

09.05.2022 в 16:44

«Любимые песни о главном» прозвучали в Петербурге


Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

20.04.2022 в 19:13

Контрабас (Новое звучание) – ценителям качественного звука


В МХТ состоялась премьера спектакля "Контрабас (Новое звучание)" по раннему произведению Патрика Зюскинда.

19.04.2022 в 21:00

Шарлотта Ивановна, покажите фокус!


«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская.

19.04.2022 в 09:06

Магадан – это ты, Магадан – это мы. “Магадан/Кабаре” в Театре ОКОЛО


Приходя в ОКОЛО необходимо расстаться с представлениями, какими должны быть спектакли в целом.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

15.04.2022 в 22:40

В КСК «Измайлово» прошёл турнир по пони-спорту


Юные пони-спортсмены смело перепрыгивали препятствия и демонстрировали навыки верховой езды.

11.04.2022 в 10:58

В «Тотальном диктанте» приняли участие 780 000 человек


Участники приходят на «Тотальный диктант», чтобы открыть для себя что-то новое в русском языке, вспомнить школьные и студенческие годы.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма