11.02.2021 22:35

«Удалось ли мне тебя очистить?»

«Войцек» – новая серьёзная премьера в Вахтанговском по редко ставящейся пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. Спектакль скроен по крепким вахтанговским лекалам, с отличным актёрским составом, великолепным Максимом Севриновским в главной роли и очень необычной интерпретацией оригинального сюжета режиссёром Хуго Эрикссеном.

События перенесены из 1821 года в 1921 в Германию после Первой мировой войны, с царящими нищетой, голодом, разрухой, где почти каждый пережил личную трагедию, связанную с войной. Военный брадобрей Войцек представляет собой тип аберрационного человека с лабильной нервной системой, который совершенно не вписывается в жизнь новой Германии, где набирает растущее влияние идеология насилия и с зарождающейся коричневой чумой.

Для скромного брадобрея Войцека, с добрыми глазами Максима Севриновского, его возлюбленная по имени Мария, родившая ему сына вне брака, является для него воплощением идеальной женщины, прообразом Девы Марии. Любовь к Марии для, Войцека есть всё, она – его мир. Измена девушки, ровно, как и её выбор, а предпочтение она отдала тому, кто обладает деньгами и «грудью быка» – тамбурмажору, военному дирижеру, на фоне посттравматического синдрома войны и послевоенного ужаса усилили накопившуюся огромную внутреннюю эмоциональную боль, заставив его пойти на преступление, очистить, таким образом его любимую «от грязи и греха».

Для Марии (Ася Домская) любовь к Войцеку не обозначена так чётко как для него, в ней остаётся место для искушения и соблазна. Нищета слаба против блеска дешёвого золота, а любовь против физического влечения к мужским мускулам. Кто есть тамбурмажор против рядового? Любовь может произрастать розами, а может и чертополохом. Временной отрезок, в котором происходит действие, в крайней степени сложный и жестокий. Это время сильных, беспринципных, оголтелых, наглых. «Мужчина должен пить шнапс!» – заявляет тамбурмажор (Павел Юдин), выглядящий как истинный ариец и будущий наци. Эти молодчики скоро придут к власти в Германии, и они уже воплощают в себе концентрированное мировое зло.

Превосходно сыгранный спектакль, с яркими образами, чётко выстроенными мизансценами, внятной логикой, многослойными аллегориями, будет понятен сегодняшнему вдумчивому зрителю. В нём есть что-то от Ремарка – «потерянное поколение», от Гоголя – трагедия маленького униженного человека, от Достоевского – тема религиозности и душевного расстройства.

В спектакле играют: Максим Севриновский, Евгений Князев, Ася Домская, Евгений Косырев, Павел Юдин, Василий Цыганцов, Александр Галочкин, Оксана Суркова, Евгений Пилюгин, Алексей Петров, Евгений Кравченко, Ольга Боровская.

Вместе с режиссером Хуго Эрикссеном спектакль готовили: художник – Ютта Ротте, композитор – Андрей Бесогонов, художник по свету – Антон Поморев, художник-гример – Ольга Калявина, звукорежиссер – Матвей Родионов.

Дмитрий Трубочкин, помощник художественного руководителя Театра им. Вахтангова по творческим вопросам:

Немецкий драматург Генрих Бюхнер является предвестником будущих художественных направлений. Драма «Войцек» – документальная, судебная. В 1821 состоялось памятное преступление Войцека, за которое он был казнён. Это событие стало очень резонансным в Европе, по поводу этого судебного дела состоялись дискуссии врачей о том, была ли необходимость приводить в исполнение приговор без учета вменяемости этого человека. Создатели спектакля решили перенести действие на 100 лет вперёд от того момента, как драма была задумана. Перенос подчиняется некоей магии цифр, потому что в 1921 образовался Вахтанговский театр, а мы живем сейчас в 2021 – такая числовая аналогия. Также важно, что после наполеоновских войн в 19 веке сложилась атмосфера, очень напоминавшая в 20 веке атмосферу после Первой Мировой войны, выражавшуюся в настроении страны проигравшей и самое главное – в реваншистских реакциях, формировании добровольческих корпусов, с которыми соединились социал-национальные силы. В 1921 году, возможно, к таким формированиям принадлежал Тамбурмажор, одно из главных действующих лиц в пьесе.

Хуго Эрикссен, режиссер:

Почему мы поменяли время, какова целесообразность этого переноса? Во-первых, в этом есть удивительная магия чисел, хотя я не суеверен. Но год создания пьесы и год этого инцидента, который послужил литературной базой – 1821. 1921 – помещает нас в середину между реальным событием и сегодняшним 2021, вы сходитесь по центру.

Впервые прочитав пьесу, я был обескуражен. Моя реакция была крайне эмоциональной. Я почувствовал сконцентрированную пугающую тьму, но тьму, рождающуюся не бессмысленности этого мира, а того, куда погрузился этот мир. Я почувствовал, что пьеса исполнена смыслом. Как приступил к спектаклю, мне было трудно, я не понимал, что я хочу сделать следующее. Мне казалось, что свои постановочные идеи я исчерпал, теряю живой нерв и не могу сделать шаг вперёд. Когда мне пришло решение сцены убийства, и я это визуализировал, то ощутил свободное дыхание. Понял, что могу работать и разрабатывать эту историю.

По ощущениям богооставленности и тьмы, которые есть у Бюхнера, казалось, что нельзя разыгрывать как абстрактную притчу, когда многозначительно изображается погрязший в грехе мир. Я хотел найти внятные обстоятельства этой жизни, соответствия тому, что есть у Бюхнера, которые мотивируют происходящее. И когда эта история помещена в 1921 век, то главный герой оказывается распятым между двумя страшными катастрофами – Первой Мировой и Второй Мировой войнами. И тогда, с одной стороны, действие проистекает из того, что случилось, а с другой, предвосхищает следующую колоссальную для немецкой нации катастрофу. Мне показалось, что состояние распятости Войцека между двумя катастрофами, когда на самом деле роман Марии отражает п сути выбор Германии на тот момент, являет собой внятный концептуальный каркас, который может отразиться в простой человеческой истории. Так сказать, глобальное отражение в частности.

Георг Бюхнер написал эту пьесу достаточно давно. Поставили её через 30 лет после завершения, а в России была поставлена всего один раз. Пьеса не была дописана. Её черновики были определённым образом скомпонованы, чтобы создать драматургическую конструкцию. Позднее последовательность сцен, предполагаемая Бюхнером, была воспроизведена. В нашем спектакле минимум сокращений и вырезано не так много эпизодов. Я лишь добавил текст не противоречащий и имеющий непосредственное отношение к нашему концептуальному решению, расширяющий и развивающий интересующую нас проблематику. Не думаю, что спектакль будет серьёзно меняться. Партитура создана и создан некий каркас. Дальнейшая задача – это обретение в ней свободы, импровизационного самочувствия в рамках заданного рисунка и попытки не буквально, но услышать дыхание зала.

Мы не позиционируем этот спектакль как комедию, и дурно навязывать какое-то восприятие зрителю в принципе, который волен воспринимать его в меру своей степени сконцентрированности, ощущения лёгкости и вкуса. Но при всей мрачности пьесы я вижу здесь зону выдоха, какого-то чёрного юмора, свойственного Бюхнеру. В сцене «Цирк в театре» разговор идёт по сути о том, чем человек отличается от животного, и выводы неутешительны. Можно найти странное веселье в том, как это преподносится.

Максим Севриновский, актёр:

Был ли выбор у моего героя и можно ли его оправдать? Я отталкивался от поиска чувства, которое может объяснить фразу Войцека, после того как он убил свою возлюбленную: «Удалось ли мне тебя очистить?».

В Марии для моего героя заключена вся его жизнь, кроме неё у него ничего нет. Поэтому выбора у него нет. Если бы он был более бытовым, более здоровым, более приземлённым, более адекватным, то в такой ситуации у человека хватает силы воли пережить драматические коллизии в себе, страдать, не причиняя вреда другому человеку. Но если у человека есть ощущение, что любимая женщина для него всё, больше ничего нет, он не вписывается в этот мир, то я, как актёр, могу этим оправдать убийство. Потому что здоровый обычный человек если и пойдёт на такой поступок, то причина будет выглядеть так, будто он сделал это из злобы или обиды.

Вахтангов. Войцек. 08.02.21.06. Севриновский.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.07.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.15.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.16.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.23. Ася Домская.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.28. Князев.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.34.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.35.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.39. Севриновский.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.41. Севриновский.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.43. Юдин.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.44.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.48. Ася Домская.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.55.Вахтангов. Войцек. 08.02.21.57.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метка: Театр имени Вахтангова.

Другие публикации