14.02.2021 01:43

Панорама «Бородинская битва» будет отреставрирована на глазах у посетителей

В Музее-панораме «Бородинская битва» проходит первый этап проекта «Открытая реставрация 2019-2023». В ходе работ предполагается спасти часть полотна, находящуюся в настоящий момент в аварийном состоянии, и исправить реставрационные просчёты 1960-х годов в части выбора материала и расчёта нагрузки.

Огромное живописное полотно размером 115х15 метров было создано художником-баталистом Францем Рубо в 1912 году к столетию Бородинской битвы. На картине можно увидеть эпизоды, происходившие на левом фланге обороны русской армии в самом кровопролитном сражении в военной истории XIX века, в котором участвовало свыше 260 000 человек. Ранним утром 7 сентября 1812 года началось массированное наступление наполеоновских войск на позиции русской армии, закрепившейся в окрестностях села Бородино. Атаки французов продолжались весь день, русские стойко оборонялись и ни одна из сторон к вечеру не достигла решающего перевеса. Но кровь защитников Шевардинского редута и Багратионовых флешей пролилась не зря: хотя Наполеон всё-таки войдёт в Москву, фельдмаршал Кутузов смог сохранить боеспособное войско для грядущих побед.

Франц Рубо достоверно показал на своей картине моменты утреннего боя в Семёновском овраге с участием всех родов войск — пехоты, кавалерии, артиллерии. Среди множества безымянных воинов художник вставил и исторических персонажей — военачальников обеих армий, включая Наполеона Бонапарта, а вот фельдмаршал Михаил Кутузов находился довольно далеко от изображённых событий.

Торжественное открытие панорамы состоялось в августе 1912 года в музейном павильоне на Чистых прудах в присутствии императора Николая II. После Октябрьской революции доступ посетителей в павильон был прекращён, в 1918 году полотно намотали на вал и отправили на хранение сначала в Донской монастырь, затем перевозили в здание манежа в Нескучном саду, в недостроенный Миусский собор, в сад «Эрмитаж», а некоторое время вал с панорамой находился под открытым небом.

Когда в 1948 году Совет Министров СССР принял решение о восстановлении панорамы, эксперты констатировали, что во многих местах холст истлел, имел разрывы и крупные изломы, красочный слой частично осыпался, а верхняя часть полотна с изображением неба полностью обветшала. Первая художественная реставрация картины была произведена в 1950 году бригадой специалистов под руководством П.Корина и включала промывку живописи, расчистку и восстановление всех утрат красочного слоя.

В июле 1962 года живописное полотно было доставлено в новое здание музея на Кутузовском проспекте, вал с полотном втянут в проём в стене, а затем при помощи крана установлен вертикально. Верхняя часть холста на всю длину оказалась подвешена за лямки к монорельсу, установленному как замкнутое кольцо по периметру круглого зала. После соединения и закрепления панорамы художники приступили к воссозданию утраченных участков с изображением неба и выравниванию тонального уровня авторской живописи.

Спустя пять лет после открытия панораму ожидало очередное тяжёлое испытание — в музейном зале случился пожар, уничтоживший значительную часть холста. Выполнение восстановительных работ было поручено мастерам Студии военных художников имени М.Грекова и бригаде реставраторов под руководством М.Иванова-Чуронова. Монтажники закрепили в зале новый холст, изготовленный фабрикой «Красный Октябрь» из города Сурска, а реставраторы продублировали на него и прошили сохранившиеся фрагменты оригинальной живописи Рубо. Затем художники дописали утраченные части. К счастью, панорама до пожара оказалась подробно запечатлена в фильме Бондарчука «Война и мир» и на цветных снимках немецкого фотографа Р.Шраде. Живописцы справились с заданием в рекордные сроки и в ноябре 1967 года музей вновь открыл двери для посетителей.

В 2011 году в канун 200-летия Бородинского сражения в музее были проведены работы по удалению загрязнений и восстановлению лакового покрытия картины. Натурный план, занимающий площадь в 810 квадратных метров, также был очищен, а предметы отреставрированы. Эти косметические меры не решали главной проблемы — отсутствия необходимого температурно-влажностного режима, ведь разные части полотна по-разному реагируют на изменения температуры и влажности и состояние некоторых фрагментов панорамы было признано аварийным. В 2017-2019 годах Музей-панорама «Бородинская битва» закрывался в связи с монтажом современных инженерных систем, отвечающих за воздухоподготовку, вентиляцию, кондиционирование и пожаротушение.

Следующим этапом спасения картины стал проект «Открытая реставрация», который разрабатывался специалистами в течение нескольких лет и был поддержан Правительством Москвы. Как рассказала реставратор Александра Орловская, работы начались с изучения подлинного фрагмента «Всадники» кисти Франца Рубо — исследований состава холста, пигментов, лакового слоя. Изначально панорама не создавалась для столь длительного показа, поэтому использовались недорогие материалы без расчёта изменений влажностного режима, температурного воздействия и форс-мажорных обстоятельств. Холст окислился, его структура потеряла эластичность, по всей поверхности пошли жёсткие деформации — фалды, имеются многочисленные разрывы, ослаблена связь между красочным слоем, грунтом и холстом.

«Мы проектируем инженерные конструкции, — заметил директор Музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов,- позволяющие реставраторам вести работу и снаружи, и изнутри — в очень узком пространстве между кирпичной стеной здания и полотном. В сентябре мы представим наглядную 3D-модель, отражающую весь процесс реставрации».

Завершение проекта запланировано на 2023 год, при этом музей всё это время не будет закрываться и посетители имеют редкую возможность увидеть работу реставраторов. Если поначалу панорама «Бородинская битва» представляла собой музей одной картины, то сейчас в его залах можно ознакомиться со множеством артефактов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года. Экспозиция начинается с хронологии сражений, предшествующих битве при Бородино, а завершается рассказом о пожаре в Москве, партизанской войне и изгнании французских оккупантов из России. Также на первом этаже разместилась картинная галерея с работами живописцев-баталистов.

Бородинская битва. 12.02.21.03.Бородинская битва. 12.02.21.07.Бородинская битва. 12.02.21.09.Бородинская битва. 12.02.21.10.Бородинская битва. 12.02.21.12.Бородинская битва. 12.02.21.15.Бородинская битва. 12.02.21.19.Бородинская битва. 12.02.21.22. Всадники Рубо.Бородинская битва. 12.02.21.33.Бородинская битва. 12.02.21.39.Бородинская битва. 12.02.21.41.Бородинская битва. 12.02.21.43.Бородинская битва. 12.02.21.46.Бородинская битва. 12.02.21.49. Преснов.Бородинская битва. 12.02.21.52.Бородинская битва. 12.02.21.54.Бородинская битва. 12.02.21.58.Бородинская битва. 12.02.21.61.Бородинская битва. 12.02.21.66.Бородинская битва. 12.02.21.67.Бородинская битва. 12.02.21.70.Бородинская битва. 12.02.21.78.Бородинская битва. 12.02.21.83.Бородинская битва. 12.02.21.81.

Текст и фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Репортаж. Метка: Панорама Бородинская битва.

Другие публикации

07.10.2020 в 01:19

«Город на память». 621. Панорама «Бородинская битва»


В 1912 году в Москве открылся музей одной картины. В наши дни в фондах панорамы «Бородинская битва» хранится 40 000 исторических артефактов.

03.03.2021 в 20:32

Что наша жизнь? – Театр! «Балаган» в Театре Армии


Фрейма для спектакля не существовало, и в него был впущен вольный воздух импровизации.

03.03.2021 в 09:23

От страдания к состраданию — «Сон смешного человека»


Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.

26.02.2021 в 10:07

Сергей Федотов. «Группа крови первая мистическая»


Магическая атмосфера так затягивает зрителя, что они сидят, как загипнотизированные.

22.02.2021 в 16:43

МХАТ приглашает за кулисы


МХАТ имени Горького запускает четыре экскурсионных маршрута и предлагает зрителям взглянуть на театр «изнутри».

19.02.2021 в 18:15

«Привет от Бога». Спектакль «Я» в Театре на Юго-Западе


Представьте себе человека, у которого за правым плечом стоит некто с крыльями, а кто-то нашёптывает лукавое за левым.

18.02.2021 в 12:11

Как важно быть Эрнестом


На Основной сцене Театра Маяковского состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным». Знаменитую пьесу Оскара Уайльда поставил режиссер Анатолий Шульев.

12.02.2021 в 02:55

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»


Политехнический музей совместно с Московской школой фотографии и мультимедиа имени А.Родченко представляет выставку «Слепая зона».

11.02.2021 в 22:35

«Удалось ли мне тебя очистить?»


«Войцек» - новая серьёзная премьера в Вахтанговском театре по редко ставящейся пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера.

09.02.2021 в 15:38

«Северный Лес» состоялся


4-7 февраля в Ленинградской области прошел первый этап Кубка мира по ралли-рейдам