«Сатира может смело преувеличивать — жизнь все равно богаче».
Владимир Голобородько
Сатира всегда создается «на злобу дня». Когда вполне «сатирический» сюжет происходит вокруг и жизнь трещит по швам, то обычно становится не до смеха. Наверное, всегда трудно создать хороший сатирический спектакль, чтобы было смешно и свежо, не избито и не грубо. Тем более, в самые непростые моменты жизни нам очень нужны не злые шутки, которые без конца играет с нами жизнь, а тонкий талантливый юмор, действующий безотказно, как протянутая дружеская рука. Художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз назвал новый спектакль Греты Шушчевичуте «Задняя часть слона» острой сатирой. Андрей Райкин охарактеризовал свое произведение как пессимистическую комедию и поделился историей ее создания: «Тему пьесы я не придумывал, а взял две истории, которые происходили в реальной жизни, в разное время и с разными людьми и решил залить это в «один флакон». Первая история об артисте, который еще в советское время играл в Московском театре кукол одну из частей поролонового слона. Он принял решение уехать в Израиль и мгновенно стал изгоем общества, переживая все связанный с этим перипетии. Вторая история случилась с районным префектом, исчезнувшим из города вместе с деньгами, а через несколько лет обнаружившимся в Лондоне».
Режиссер Грета Шушчевичуте и художник Варвара Тимофеева окружили действующих лиц бесконечными рядами вешалок с театральными нарядами, среди которых и дорогой костюм олигарха, и задняя часть слона. Эти наряды – как роли в жизни человека. Вот дрессировщик снимает пушистые манжеты и воротник, надевает пиджак и превращается в вежливого представителя органов. А «задняя часть слона» в последний раз выступает перед детишками и оказывается Матвеем Матвеевичем Запорожцем — рядовым артистом провинциального ТЮЗа, живущем на Бескрайнем Проспекте со своей взбалмошной супругой Кларой. Почти все действие Клара проводит в кофре для реквизита. Периодически она появляется из кофра, чтобы напомнить мужу о себе и о том, как она хочет в Израиль.
Неожиданные обстоятельства появляются в образе вежливых гостей из органов – полковника Сидорова и сопровождающих его безголовых персонажей в строгих костюмах. Полковник предлагает Матвею Матвеевичу повторить подвиг директора детского сада из «Джентльменов удачи», сыграть роль сбежавшего чиновника и казнокрада, а заодно помочь государству найти украденные деньги, слитки, бриллианты и недвижимость. Предложение не вызывает энтузиазма у нашего героя, но положение безвыходное, поскольку все выходы перекрыты безголовыми персонажами. Матвей Матвеевич соглашается. Сначала его игра выглядит натянуто, но постепенно наш герой входит во вкус. Ко встрече с главным подельником он подходит очень основательно: дорогой костюм, портрет первого лица на стене, точнее, первого затылка, но безошибочно узнаваемый, бесконечно звонящие телефоны на столе. На наших глазах происходит превращение рядового актера кукольного театра в артиста с большой буквы! Сколько лет он зарывал свой дар в землю, точнее в заднюю часть слона! Наконец, талант нашел свое применение!
Но наградой актеру стали не аплодисменты зрителей, а крепкое рукопожатие полковника Сидорова и большая почетная грамота. Завершающим аккордом этой истории становится закадровая речь президента, в которой он назначает того самого беглого чиновника с говорящей фамилией Харюгин (харя и хапуга в одном лице) своим спецпредставителем в фонде по борьбе с коррупцией.
В спектакле много смешных моментов и отсылок к сегодняшнему дню: вспомнили и про плитку, и про заблокированные карты пенсионеров, и про масочный режим.
Народный артист РФ Юрий Чернов сыграл своего героя очень трепетно. Получился маленький человек постсоветского времени, похожий на соседа по лестничной площадке, главная задача которого тихо и незаметно прожить свою жизнь, при этом по возможности не совершая подлостей. Достойную компанию Юрию Чернову составил народный артист РФ Владимир Шульга, сыгравший вежливого, но непреклонного сотрудника органов. Легкую, взбалмошную супругу Матвея Матвеевича воплотила очаровательная Джульета Геринг.
Спектакль наполнен живой музыкой. За рядами вешалок спрятался «маленький оркестрик» – бэнд Андрея Литвитненко, который очень душевно аккомпанирует прекрасно поющим актерам. Прозвучали и «С чего начинается Родина…», и «Утомленное солнце…», и «Я готов на гадости…», а также положенный на музыку эмоциональный монолог Клары.
К сожалению, жесткая обличающая сатира не делает лучше ни тех, кто ее сочиняет, ни тех, кто ее потребляет. Как сказал Овидий, «сатира — такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного». Возможно, иногда злость и полезна, но это бывает крайне редко. А сейчас особенно необходима доброта, внимание, нежность и чувство меры. Поэтому «пессимистическая комедия» сегодня необходима зрителю больше, чем «острая сатира». Спектакль «Задняя часть слона» точно заставит вас улыбнуться, послужит лекарством от тревоги и страха и хотя бы ненадолго превратит нас в оптимистов, считающих что «хуже есть куда».