С первого дня своего появления на сцене 14 февраля 1895 года пьеса стала очень популярной. Английское общество встретило спектакль с восторгом. О ней одобрительно отзывались Бернард Шоу и Герберт Уэллс, а благодаря красоте и стройности текста ее стали называть «словесной оперой». Премьера в Театре им. Маяковского по счастливому совпадению также вышла ко дню всех влюбленных, только уже в 2021 году. Режиссер Анатолий Шульев искал пьесу, которая станет для зрителей моментом передышки в бесконечной суете жизни, отвлечет от негативного новостного потока. Самым подходящим произведением для этой цели он посчитал утонченную комедию Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным».
Сюжет закручивается вокруг недоразумений с именами, туманным происхождением главного героя и находит развитие во множестве нелепых ситуаций, в которые герои попадают по собственному легкомыслию, а затем прилагают неимоверные усилия, чтобы прийти к счастливому финалу. Настроение спектакля задает текст Оскара Уайльда. Это английский юмор, которым как золотой нитью прошита вся ткань повествования. Остроумные высказывания героев вызывают улыбку, поскольку спустя сто с лишним лет не утратили актуальности.
Режиссёр очень интересно выстраивает спектакль. К блестящим диалогам Джона и Гвендолен он добавляет немного пластики, давая возможность актерам ярче проявить чувства своих героев. Джон двигается очень мягко, послушно следуя за пожеланиями любимой девушки. Гвендолен внешне демонстрирует ледяную холодность, сквозь которую проступает то нежность, то настоящая страсть. Первую пару влюбленных героев в спектакле великолепно исполнили Полина Лазарева и Иван Выборнов.
Девушка, покорившая сердце второго приятеля, очень молода и пока не владеет важным навыком каждой английской леди — умением скрывать свои чувства. Ее открытый смех, кружение и блестки, которые она рассыпает повсюду, делают ее бесконечно очаровательной. Заводную Сесили и Алжернона, сраженного ее обаянием, представили нам Анастасия Дьячук и Илья Никулин.
Нежная страсть способна поразить сердца даже самых стойких сторонников безбрачия. Так по ходу пьесы появляется третья пара влюбленных: его преподобие каноник Чезюбл, степенно разъезжающий по сцене на своем велосипеде и гувернантка Сесили мисс Призм, терпеливо обучающая свою воспитанницу таким «необходимым» для девушки наукам, как геология и политэкономия. В этом образе автор собрал перегибы английского воспитания, порой доведенные до абсурда. Чего стоит только одна ее фраза: «Должна с сожалением отметить, Сесили, что вы в последнее время приобрели пагубную привычку самостоятельно мыслить. Вы должны от нее отказаться. Это не совсем женственно… И мужчинам это не нравится».
И наконец, главное украшение этого спектакля – Светлана Немоляева в роли леди Брэкнелл, мамы Гвендолен, чопорной пожилой леди, выдающей свои глубокомысленные изречения за устои общества. Эти странные утверждения звучат в ее устах с такой уверенностью и чувством превосходства, что у окружающих даже нет шанса поспорить с ними. Каждый её выход сопровождается теплыми и искренними аплодисментами. Это естественная реакция зала.
Рядом с ней даже действие выстраивается как-то иначе. Масштаб ее личности таков, что неизбежно оказывает влияние на тех, кто играет рядом на сцене. Я бесконечно поражаюсь самоотдаче этой удивительной актрисы, её вдумчивости и уважительности, когда она отвечает на вопросы представителей прессы, как она держится. Все в ней вызывает восхищение: осанка, голос, её расположенность к людям. Бесконечное уважение и благодарность — вот чем наполнено каждое ее слово. Недавно это удивительная актриса получила «золотого орла» и приняла его как очень высокую награду с огромной радостью. Глядя на неё я понимаю, что она на 2 года старше моей мамы, но при этом не прочь выкинуть неожиданную шутку и выехать на сцену на большом трехколесном велосипеде. Она несет в себе дух поколения великих советских актеров, любимых, чистосердечных, полностью отдающих себя профессии. В данный момент она занята в 7 спектаклях! С моей стороны получился совершенно искренний дифирамб замечательной актрисе.
Их дуэт с внучкой Полиной уже отработан в нескольких спектаклях. И так случилось, что каждый раз на сцене они оказываются в роли мамы и дочери. Это пример настоящей творческой династии, где разные поколения семьи играют на одной сцене, помогают и поддерживают друг друга.
Работа художника-постановщика Мариуса Яцовскиса отточена и совершенна, хотя ему пришлось работать дистанционно. Помогли давнее знакомство со сценой театра и несколько успешных совместных работ с режиссером. Вращающаяся сцена позволила одновременно воспроизвести два интерьера: лондонской квартиры и загородного дома и свободно перемещаться между ними. Мягкий интерьер в тёмно-зелёных тонах с картинами в стиле конца 19 века действуют очень успокаивающе. Пространство загородного дома заполнено светом и простором, что очень подходит для Сесили с ее неуемной юношеской энергией.
Спектакль сделан с большим вкусом. По словам Светланы Немоляевой, «это тонкая английская комедия, где исключена грубость. Это сложно играть, и в то же время, дарит настоящее удовольствие и тем, кто участвует в спектакле, и тем, кто смотрит».
Есть несколько причин, чтобы посмотреть этот спектакль. Во-первых, безупречный текст Оскара Уайльда, восхитительные диалоги, тонкий английский юмор. Во-вторых, прекрасно выстроенное действие, высокий уровень игры актеров и стильная выдержанная сценография. И самый весомый аргумент: участие легенды театра Светланы Немоляевой, которая безусловно украшает спектакль и придает ему блеск и неповторимую аристократичность.
Рубрика: Культура. Метка: театр им. Маяковского.