18.02.2021 16:34

Российский Бэтмен. Блогер, который спасает летучих мышей

В слово «блогер» сейчас вкладывается много смыслов. В последнее время оно стало каким-то нарицательным и коммерческим, благодаря инстаграму, тиктоку и прочим соцсетям, где разный предприимчивый народ выпрыгивает в буквальном смысле из штанов, чтобы обратить на себя внимание и заработать на хайпе.

Но настоящие блогеры совсем не такие. Прежде всего, они дико увлечённые и наполненные своими интересами.

Хочу вас познакомить с Максом Рублевым, который пишет под ником metroelf в Живом Журнале. Знаете, какая прямая ассоциация с его именем? Он наш российский Бэтмен, МЧС, Скорая помощь, спасатель, спаситель в одном лице.

Макс Рублёв спасает летучих мышей. Да, вы не ослышались. В его московской квартире организован Реабилитационный центр по спасению рукокрылых. В любое время дня и ночи ему можно позвонить, если вдруг вы обнаружили у себя на балконе или где-нибудь ещё проблемную летучую мышь, он приедет, заберёт, вылечит, спасёт и выпустит на природу.

Зачем он это делает, какой в этом смысл, как организован этот процесс и вообще, что он за удивительный человек такой, вы узнаете из беседы с ним. Взять интервью у него оказалось архисложной задачей, потому что он всегда был занят, летел, мчался, по очередному вызову, спасать очередную летучую мышку. Вот такие они – настоящие блогеры.

Согласись, что спасение летучих мышей – дело очень нестандартное. Знаю, что кроме летучих мышей у тебя живут ещё жаба, паук, птицеед и попугаи. И ты основал Реабилитационный центр для рукокрылых (летучки). Как ты пришёл к этому? Чего тебе не хватало в жизни? Ведь большинство людей весьма благополучно живут по накатанному сценарию: проснулся, поел, работа, диван, кино-пиво, овощной отпуск.

М.Р. Почему сразу нестандартные? На самом деле уже по всему миру есть реабилитационные центры для летучих мышей. У нас в столице при Московском зоопарке, в Харькове в Фельдман-экопарке, в Минске в Кажанополисе. Во всём мире есть. Может это немного непривычно, потому что люди уверены, что спасают собак, котов, птиц, но для Европы это нормально, спасение летучих мышей для них реальное действие.

Там есть достаточно большое количество законов, которые регулируют защиту животных. Например, в той же Англии нельзя снести постройки, либо заняться перестройкой – жильё не получит согласование от местного, не знаю как правильно называется, Росприроднадзора. Они не дадут свою подпись, если в старом доме живёт колония летучих мышей, и скажут: «Извините, у них сейчас «детский» период, сезон размножения, поэтому мы вам документы подписать не можем. Приедем осенью, приедем осенью, когда это закончится и будем решать, при условии, что вы построите для них собственный домик». И всё в таком же духе.

Я не основатель Реабилитационного центра для рукокрылых, я, скорее всего, сооснователь, потому что мы этим занимаемся вместе с супругой, и она у меня более грамотная, более умная и более старшая в этом отношении, то есть она и есть руководитель.

Чего не хватает? Ну, все мы люди, нам всегда чего-то не хватает, кто-то спасает птиц, кто-то животных – это нормально.

Расскажи (опиши), как строится схема спасения летучей мыши. Вот человек её видит – дальше что? Звонит тебе, ты выезжаешь? Как далеко от Москвы ты способен уехать, чтобы её забрать? Кто тебе помогает? Какие способы связи с твоей Службой спасения Летучих мышей Макса Рублёва?

М.Р. Схема спасения летучей мыши строится достаточно просто. Люди нас находят либо через интернет, соцсети, либо есть такой портал Пикабу, где мы ведем аккаунт «Лига рукокрылых», выкладываем туда информацию, фото, там есть наш контактный телефон. И соответственно, когда человек находит летучую мышь, он нам звонит по контактному телефону.

Первый вопрос, который мы задаём: «Где вы находитесь?» Если это Москва и Подмосковье, то этим занимаемся мы, даже скажем так, дальним Подмосковьем тоже и не только им, в зависимости от ситуации. Вот, скажем, сегодня приехала мышь из Рязани. Если она находится в других регионах, то мы ищем людей из этих городов, потому что не только мы спасаем летучих мышей на самом деле. В пределах страны нас очень мало, но, тем не менее, мы есть. Есть Воронеж, есть Самара, есть Ростов, есть Краснодар, Питер, по-моему, ещё Дальний Восток к нам присоединился. Поэтому находим людей и координируем.

Если это Москва или Подмосковье, то приезжаем, забираем, привозим домой, там осматриваем целостность животного, чтобы крылья были нормальные, обязательно взвешиваем, измеряем длину предплечья, обязательно смотрим зубы, чтобы определить молодой это зверь или уже достаточно взрослый. Если это летний сезон и с животным всё нормально, то оно просто выпускается. Если осенний – позднеосенний, зимний, ранневесенний сезон, когда ещё достаточно холодно, то животное остаётся у нас до устойчивого тепла, устойчивого плюса, когда появляются насекомые, чтобы была еда, и после этого мы выпускаем их на природу.

Как побороть естественный страх при виде летучей мыши? Думаю, что реакция: «Ах ты, тварь летучая, пока беспомощная пришмякнуть бы тебя, а не спасать!» – всё же довольно стереотипная и распространённая.

М.Р. Ха-ха. Это вопрос точно не к нам, а к психологам. Если у человека, допустим, арахнофобия, и он боится пауков, то соответственно при их виде  будет кричать, визжать. И здесь, с летучими мышами, то же самое. Люди делятся на два типа: кто-то боится летучих мышей, кто-то не боится. Те, которых эти звери пугают, звонят своим друзьям, близким и говорят, вот, у меня летучая мышь. Человек, который не боится, уже находит нас, мы приезжаем и животное забираем. От страха избавиться невозможно, наверное, надо повстречаться с ним лицом к лицу, чтобы понять его надуманность. Летучие мыши, открою вам секрет, похожи на чебурашек, такие же плюшевые.

Можешь вспомнить самый трогательный или курьёзный случай?

М.Р.  У нас все случаи, они в принципе достаточно трогательные. Потому что это очень приятно. Когда люди нас находят, звонят и говорят: «У нас мышка, мы не знаем что делать, на улицу выбросить не можем, потому что там холодно. I need help, помогите!

Но, наверное, один из самых удивительных случаев случился недавно. Нам позвонили зимой, в мороз -13, из Ивантеевки, сказали, что на балконе мышь, она, видимо, залетела в щель, там спала и вывалилась. Они её аккуратно накрыли тряпочкой. Балкон абсолютно открытый, минус 13 градусов это всё, смерть. Они не выживают в минусовую температуру. Летучие мыши млекопитающие, как и человек. Если человек будет долго находиться на сильном морозе, то он замерзнет. Вот здесь то же самое. Я тогда работал, поехала супруга. Говорит, захожу на балкон, очень холодно, вижу, лежит трупик. Мы же с ними работаем и можем определить это состояние быстро. А здесь большой открытый балкон, мороз, ну всё, труп. Взяла осторожно, пообщалась с людьми, которые вызывали, что, мол, не расстраивайтесь, всё бывает. Захожу в лифт, держу в руках и вдруг чувствую, как трупик сделал вдох..

В итоге привезли домой, мышь отогрелась, прекрасно набирает вес для зимней спячки, ничего себе на удивление не поморозила, ни перепонки, ни уши. Абсолютно живой крепкий зверь, который у нас уже ушёл в спячку и весной будет выпущен на свободу, на природу.

«Благодарят» ли тебя спасённые летучие мыши? Или, быть может, этот вопрос лучше сформулировать так: «Что ты чувствуешь, когда выпускаешь уже подлеченных здоровых мышей на свободу?» И вообще, меняется ли мир через спасение этих крылатых созданий природы?

М.Р. Знаешь, это только в сказках и мультиках происходит эта благодарность. Как помнишь этот мультик: Тадададатадам, идут горами высо-окими, тадададатадам, идут полями широ-окими. Нет, нет, это животные, мелкие млекопитающие, то есть ты спас, вылечил, выпустил на природу и всё. При этом мы когда их выпускаем, то стараемся так, если животное наше московское или подмосковное, то соответственно мы выпускаем их в Москве и Подмосковье. Если приехало откуда-то из Саратова, Краснодара, то мы их по весне отправляем туда и выпуск происходит именно там.

Свои чувства мне сложно передать словами. В первый раз это было достаточно сложно и тяжело, потому что, когда они у тебя живут, то ты к ним привыкаешь, как к домашнему животному. Представь, вот кошка у тебя живёт-живёт, а потом ты такой раз и на свободу её выпускаешь, ты типа свободна. Но – когда ты выпускаешь мышей на свободу, то понимаешь, что это правильно. Вот это так и должно быть, зверь из природы, дикое животное, не должно жить дома, ему здесь неудобно, некомфортно и вообще плохо, оно должно жить там, где родилось, где выросло. Оно прекрасно понимает, что на свободе ему гораздо лучше.

Меняется ли мир? Само собой меняется. Одно такое маленькое крылатое создание за ночь съедает от 500 до 1500 в комарином эквиваленте , поэтому чем больше летучих мышей, тем меньше вредителей, кровососущих насекомых. Очень многие люди, с которыми мы списывались , говорят, да, у нас живут летучие мыши,  вечером я могу спокойно посидеть с бокалом вина и посмотреть на закат, и мне не надо включать какое-то средство, чтобы не ели комары. Ты сидишь, любуешься природой, а вокруг тебя носятся летучие мыши и хомячат вот этих всех насекомых. Да, мир меняется. Поэтому во всём мире сейчас идёт тенденция по спасению летучих мышей.

Сними, пожалуйста, все напрасные обвинения в адрес летучих мышей. В этом году им досталось, наверное, по полной программе.

М.Р.  Как говорится, имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Рекомендую почитать разные материалы, которые есть в открытом доступе в сети, не всегда на русском языке, в основном на английском.

Вирус, который нашли у летучих мышей, совпадает с вирусом человека на 96%, разница в 4%. Что это значит, сейчас объясню. Человек и шимпанзе генетически идентичны на 98%. Разницу между человеком и шимпанзе представляете? Вот между вирусами то же самое. Летучие мыши не могут напрямую передавать людям вирусы. Проводили исследования, когда летучих мышей искусственно пытались заражать коронавирусом, вводя в кровь и назально через вдох. Через какое-то время у них коронавирус не обнаруживается, он там не приживается, он гибнет.

Я не могу сейчас что-то точно утверждать, но в качестве промежуточной версии предполагаю, что для этого необходим промежуточный хозяин, либо змея, либо панголин. Скорее всего, панголин.

Таких промежуточных хозяев может быть огромное количество, пока в Китае будут процветать сырые рынки, где куча живого зверья, которые в природе вообще и никак не пересекаются, находятся в соседней, а то и в одной клетке. Но это сугубо моё мнение.

Не рекомендую вам читать газетные статьи, потому что сейчас, к сожалению, очень мало осталось профессиональных журналистов, которые, скажем, когда пишут о технике, то они разбираются в технике, если пишут о микробиологии, то хотя бы минимально разбираются в микробиологии. Плюс перевод с английского на русский невозможен без знания специализированной терминологии. Иначе перевод становится кривой и на основании кривого перевода пишется такая же кривая статья.

Поэтому не надо бояться летучих мышей и думать, что они что-то там переносят.

Многие из вас часто в жизни встречали летучую мышь? Многие могут только сказать, что да, видели, пролетала мимо. А многие из вас хоть раз в жизни держали в руках летучую мышь? Я не знаю, сколько человек наберётся, но на самом деле, думаю, что очень-очень-очень мало. Летучие мыши с людьми не пересекаются. Они стараются лишний раз не попадаться человеку на глаза. В Москве очень много летучих мышей, но вы же их не видите. Мы с людьми разговариваем и они удивляются: «А где вы их находите? Вот я столько лет прожил, но ни разу их не видел».

И да, кстати, было официальное исследование, ещё по весне, что европейский вид летучих мышей не переносит коронавирус. То есть у них есть свои вирусы, но к людям они не имеют никакого отношения. Так что не надо их бояться, если вы вдруг нашли летучую мышь, то это просто животное, попавшее в беду. Просто позвоните нам, мы либо вам подскажем, что сделать, либо подъедем, заберём и спасём, чтобы выпустить.

Благодарят ли тебя спасённые летучие мыши? Или, может быть, этот вопрос лучше сформулировать так: «Что ты чувствуешь, когда выпускаешь уже подлеченных здоровых мышей на свободу? И вообще, меняется ли мир через спасение этих крылатых созданий природы?

Вот двухцветный кожан – обычная летучая мышь, которая живёт в Москве, небольшая, 5-6 см длиной. Такой двухцветный кожан за ночь съедает порядка 500 комаров, представьте себе это количество. А более крупные виды порядка 1-1,5 тысячи. Более крупные виды питаются более крупными вредителями. Сейчас в Европе отказываются от химии, от пестицидов, и наоборот, делают упор на летучих мышей. Потому что, чем больше летучих мышей, тем меньше вредителей, и тем больше посевов нормально растут, так как их не надо поливать химией. Всё прекрасно растёт за счет естественного фумитокса – летучих мышей, которые уничтожают вредителей.

Это очень полезная зверушка.

В Москве находится 6 видов летучих мышей, которые все записаны в Красную книгу Москвы.

Контакт для связи с Максом Рублевым: +7(999)0012З4-1 (тел, смс, WhatsApp)

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Александр Миронов

Рубрика: Интервью. Метка: блогеры.

Другие публикации