22.03.2021 01:50

Заговор нежности в белой комнате РАМТа

Спектакль Кирилла Вытоптова «Барышня-крестьянка. Вариации» в Российском Академическом Молодежном Театре завершает цикл «Повести Белкина» по произведениям А. С. Пушкина.

Герои повести – молодые люди, которые томятся в деревне, не находя применения своей молодой энергии. Главное оружие барышни Лизы против скуки и однообразия деревенской жизни — страсть к приключениям и неуемная фантазия, соединенная с мечтательностью и романтичностью. Ее чувства созвучны настроению самого автора, пребывающего в вынужденном уединении в Болдино из-за эпидемии холеры. Совсем недавно, весной 2020 года мы пережили нечто подобное, только в гораздо большем масштабе. Неожиданно поэт дает нам подсказку, как справляться с подобным заточением. Его спасает творчество. Болдинский период поэта оказался на редкость продуктивным. Благодаря вынужденному заточению свет увидели «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина». Лиза из пушкинской «Барышни-крестьянки» тоже находит выход в творчестве. Только из-под ее «пера» выходят не стихи или картины, а сама жизнь с ее переживаниями и впечатлениями. Это театр, в котором она сама и режиссер, и исполнительница главной роли.

«Заговор нежности» – так определили главную отправную точку спектакля сами актеры. Спектакль соткан из этюдов, собран «на живую нитку», как яркое лоскутное одеяло. Скрепляет разноцветные кусочки голос Алисы из «умной коробки», которая периодически возвращает нас к изначальному пушкинскому тексту.

Создавая «вариации» на тему «Барышни-крестьянки», режиссер Кирилл Вытоптов вместе с художником Наной Абдрашитовой преобразили Белую комнату театра в пошивочный цех, где мастерицы не просто шьют платья, а создают образы будущего. Девушки в белых халатиках, как заботливые хозяйки, встречают и рассаживают зрителей в самых необычных местах, в том числе за своим рабочим столом, как будто нас ожидает мастер-класс по превращению барышень в крестьянки и обратно. Здесь есть все, чего так не хватает Лизе Муромцевой: возможность примерить на себя новую роль, придумать и воплотить в жизнь прекрасную романтическую историю, стать ее главной героиней, своими руками создать трудности на пути к своей любви и изобрести неожиданный ход, чтобы эти трудности преодолеть.

Примеряя на себя разные костюмы, наши герои пробуют жизненные роли, которые в дальнейшем могут определить их судьбу. Почему-то никак не удается завершить военный мундир для Алексея Берестова – то рукав окажется не пристрочен, то эполет потерялся, то на спине вдруг появляется симпатичное вышитое сердечко.

Очень яркий комичный персонаж в спектакле – миссис Жаксон. Эта английская леди взяла на себя очень трудную роль — сдерживать неуемную энергию барышни Лизы. Она старается все привести в порядок и структурировать. Девушки-мастерицы и для нее находят занятие по душе – собирать паззл.

Особое место в мастерской занимает необыкновенно красивая белая кружевная ткань, над которой с особым усердием трудятся девушки, создавая то ли фату, то ли прозрачную дорожку. Эта дорожка неизбежно приводит наших героев к счастливому финалу: конечно же под венец. Заговор нежности раскрыт. А мы уносим со спектакля легкое лиричное настроение, так созвучное окружающей весне.

SSR_4180SSR_4186SSR_4204SSR_4232SSR_4252SSR_4276SSR_4319SSR_4343SSR_4561SSR_4591SSR_4660SSR_4751SSR_4864SSR_4868SSR_4891SSR_4918SSR_4928SSR_4951SSR_5022SSR_5075SSR_5104SSR_5143SSR_5122

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: РАМТ.

Другие публикации