«Жил в начале XX века в деревне Анатовке еврей-молочник. И было у небогатого Тевье основной заботой — вырастить своих пятерых дочек да выдать их замуж…»
Григорий Горин «Поминальная молитва»
30 лет назад спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва» стал легендой и был сыгран на сцене театра Ленком 391 раз. Александр Лазарев взялся за сложное и необходимое дело – восстановить спектакль в первозданном виде и сделать творение мастера доступным современному зрителю. И восстановление состоялось.
«А-а-ай-яй-яй-яй-яй…» – в этой песне без слов слышится горькое принятие своей судьбы целым народом. Запущенная когда-то беда идет по пятам за этими людьми. Она преследует их и в египетском рабстве и во время странствий по пустыне, касается каждой семьи через скрытую ненависть соседей, через погромы, а спустя десятилетия после событий в деревне Анатовке коричневой рукой будет загонять их в концлагеря. Как хочется верить, что это все в прошлом и наше время свободно от страшной черносотенной угрозы. Но почему так щемит сердце, когда слышишь эту песню? «А-а-ай-яй-яй-яй-яй»…
В спектакле Марка Захарова роль Тевье-молочника принадлежала Евгению Леонову. В 1994 году артиста не стало. Он умер, собираясь на работу в театр. Смерть любимого артиста потрясла всех. В тот день «Поминальная молитва» вышла из стен театра на улицу. Люди со свечами простояли у театра всю ночь. Тогда жизнь спектакля оборвалась на долгие годы. Желание вернуться к спектаклю, причем в той изначальной постановке, не покидало многих участников спектакля. Начиная работу по его восстановлению режиссер Александр Лазарев выразил общее отношение всей команды к этой работе: «…мы посвятим нашу постановку ушедшим, нашим любимым — Горину, Захарову, Шейнцису, Леонову, Пельтцер, Абдулову, Ларионову — всем тем, кто участвовал в этом спектакле… Это будет «Поминальная молитва» по нашим незабвенным мастерам». Благодаря очень бережному подходу, приданию важности каждой детали все удалось восстановить максимально точно: декорации, реквизит, костюмы, сценографию Олега Шейнциса, которого Захаров называл своим соавтором. Даже белогривый конь принял эстафету от своего предшественника и прекрасно справился со своей ролью, выстоял в непривычной обстановке театральной сцены с ее громкими звуками, вспышками света.
Он с удовольствием принимал вкусное сено из рук Сергея Степанченко, теперь исполняющего в спектакле роль Тевье-молочника. В другом составе главную роль исполняет сын Евгения Леонова Андрей. Смена поколений произошла внутри спектакля, но костяк остался тот же. Александр Лазарев играл Менахема-свата и передал эту роль Ивану Агапову, который в свою очередь 30 лет назад дебютировал в спектакле в роли Перчика. Александр Сирин начинал в роли юного портного Мотла, а теперь мы видим его в образе мясника Лейзер-Вольфа. Татьяна Сбруева приняла эстафету от своей мамы Елены Шаниной и в обновленном спектакле играет Цейтл, одну из дочерей Тевье. Участие в спектакле прекрасной комедийной актрисы Олеси Железняк помогло нам увидеть еще одну грань ее таланта. Она потрясающе гармонична в трагической роли Голды.
О сценографии великого Олега Шейнциса можно сказать только одно: это как раз тот случай, когда ничего не надо объяснять. Все на своем месте. И лошадь, и сад, и стол бесконечной длинны, медленно опускающийся откуда-то сверху. Просвечивающий сквозь худые стены неземной свет. И в конце аккуратно сложенная деревянная мебель, оставшаяся после исхода. Все очень точно.
На спектакле происходит какая-то моментальная связь с душой. Как будто тебя впустили в закрытую сокровенную область, посвятили в тайну. Ни выйти, ни забыть об этом уже невозможно. В спектакле чувствуется рука мастера, он живет там, в этой семье, с молочником Тевье, женой Голдой и пятью его дочерями, с ними танцует, горюет и уходит в конце, покидая навсегда родное место.
От спектакля невозможно оторваться. Ни во время просмотра, ни позже. На мой взгляд, «Поминальная молитва» в Ленкоме — один из театральных шедевров, смотреть всем обязательно!
Рубрика: Культура. Метка: Ленком.