11.04.2021 14:58

Битва. За любовь?

Святая наука – расслышать друг друга
Булат Окуджава

Игорь Яцко и Мария Зайкова поставили на сцене ШДИ пуантилистский роман в стихах «Сага века: битва за любовь» шведской писательницы-феминистки Эббы Витт-Браттстрём.

В центре повествования банальный развод, типичная ситуация непонимания и отдаления двух людей, когда-то соединенных не только узами брака, а еще и нежностью, любовью, желанием дарить друг другу радость. Еще один семейный корабль разбился о стену эгоизма и потонул в пучине взаимных претензий. Ничего нового. И снова никто не учится на чужих ошибках, а непременно старается наступить на эти порядком потрепанные грабли.


История этой пары похожа на тысячи других, и в то же время необычна. Их разрыв, их аргументы в высшей степени красноречивы и поэтичны. Высокий культурный уровень участников придает семейному скандалу особый шик. Но, к сожалению, их «беседа» только этим и отличается от обычной площадной свары. В этом конфликте масло в огонь подливают ее новые убеждения: с некоторых пор Она стала активным борцом за права женщин. «Сага века» в красивой поэтической форме преподносит нам очередной апокалипсис в отношениях мужчины и женщины.


В спектакле два главных героя Он и Она. В руках у каждого — целая кипа бумаг. Это пьеса. Они читают её, бросая прочитанные листы на пол, как отработанные аргументы в бесконечном споре. В битве за свои права Он и Она выстреливают друг в друга цитатами из классических произведений, которых в пьесе более сотни. Перед нами разворачивается настоящая «Битва интеллектуалов», с элементами шоу «Пусть говорят». Если не хватает слов, в ход могут пойти стаканы и вазы с фруктами. В их речи звучат одни и те же претензии, завернутые в разные словесные оболочки. Происходящее на сцене лишь похоже на диалог. На самом деле это два монолога, потому что герои совершенно не слышат друг друга. Их позиции настолько непримиримы, что они никак не могут друг к другу приблизиться. Разговор превращается в бесконечное хождение по кругу. Режиссер усиливает это впечатление, заставляя актеров физически кружить по сцене. Парадокс в том, что оба хотят любви и теплоты, мечтают вернуть счастливое время, домашний очаг, уют, смысл жизни. Они еще помнят драгоценные моменты: поездку на море, примирение после ссоры. Ведь могли же тогда не стоять на смерть за свои убеждения! Могли оба сдаться и это была победа! Кажется, что и сейчас вот-вот их глаза потеплеют, они прорвутся сквозь стену непонимания, попросят прощения друг у друга и снова будут вместе.


Но что-то изменилось. Идея феминизма завладела ей безраздельно и проникла в их отношения. Как её альтер эго на сцене появляется «хор феминисток». Он удивительно слажен и красив. Девушки одеты в черные брючные костюмы в стиле Коко Шанель. В таком наряде легче соперничать с мужчиной на равных. Их голоса и поддерживают, и завораживают её. Хор феминисток перемещается, звучит из разных точек, их уверенные голоса слышны, даже когда их нет на сцене. Их задача очень проста: скинуть мужчину с пьедестала, с чем они успешно справляются. Теперь Ей легче собрать вещи, Она не расплачется и выстоит, ведь с ней солидарна вся женская общественность. Свои права она отстоит и уйдёт с гордо поднятой головой, но счастье останется в этой комнате, где они выплеснули его в своих горячих спорах вместе высокоинтеллектуальными «водами».

Красная дорожка делит всю сцену пополам наискосок на две части. Эта линия похожа на кровавый след, как будто их отношения разрезаны по-живому.
Игорь Яцко и Мария Зайкова выступили в качестве постановщиков и исполнителей главных ролей. Им удалось найти нужную интонацию и верно расставить акценты. Это было слышно по реакции зала. Каждая реплика звучала как искренний крик о помощи, попытка защититься от самого близкого человека. Создателям спектакля удалось поставить перед нами зеркало, помочь узнать в героях самих себя.


Любая семья переживает кризисы. Мы все меняемся. Прожить в браке 30 лет, как наши герои – не поле перейти. Чем дальше, тем больше труда требуется, чтобы быть вместе не номинально, а по-настоящему. Для меня еще более очевидной стала мысль, что в семье нет места конкуренции, здесь происходит таинство взращивания отношений, каждый созревает в свое время. И необходимо море терпения, чтобы это созревание произошло. Здесь люди учатся не побеждать, а быть терпеливыми, наблюдая, как прорастают нежные побеги доверия, принятия, уберегая их от приступов собственного эгоизма. Военные действия, ворвавшиеся в эту оранжерею, даже под флагом борьбы за права угнетенных, разрушают хрупкое равновесие, микроклимат, где только и может произойти подобное чудо.


Из кризиса всегда есть два выхода: первый – погибнуть в бою, но не сдаться, второй –изменить свои убеждения. И мы с надеждой ждем, кто же первый выбросит белый флаг и этим победит разлад. Но оба стоят до конца. В конце спектакля звучит два выстрела. Он ставит свинцовую точку в споре, оставляя за собой последнее «слово». Это расписка в своем бессилии что-либо изменить, переделать другого человека. Второй выстрел – признание, что вне этих отношений для него жизни нет. Создатели спектакля в красках, гротескно показывают нам трагический вариант. В своей жизни мы вправе «сыграть» иначе и выбрать другую концовку. Чтобы остановить войну, достаточно одной из сторон прекратить военные действия. Иногда надо просто замолчать.

SSR_6516SSR_6571SSR_6619SSR_6635SSR_6640SSR_6716SSR_6847SSR_6962SSR_7196SSR_7231SSR_7375SSR_7413SSR_7424SSR_7478SSR_7535SSR_7581SSR_7676SSR_7790SSR_7951SSR_7976

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ШДИ.

Другие публикации