07.05.2021 11:18

Хлыст для царя

«В гордую нашу столицу
Входит он — Боже, спаси! —
Обворожает царицу
Необозримой Руси.
Как не погнулись — о, горе! —
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?»
Николай Гумилев «Мужик»

Наверное, нет более одиозной фигуры в истории государства российского, чем Григорий Распутин. Напрашивается сравнение его с Тартюфом, святошей-обманщиком, но нет! Он совсем другой, этот крепкий сибирский мужик, простой, неграмотный, исходивший пешком пол-России. В 33 года он добрался до столицы и очень удачно спас от верной смерти больного мальчика, наследника престола. И дальше стал для императора и императрицы больше, чем членом семьи. Наставник, духовник, целитель царской души, объект бесконечной любви, веры и поклонения. То ли чудотворец, то ли колдун, одним словом — хлыст. Здесь не обойтись без пояснений. То, что в традиционной религии считается смертным грехом, а именно прелюбодеяние, в тайной секте хлыстов — восхождение к высшей духовности, очищение от греха через грех.

«Грешить бесстыдно, беспробудно, счет потерять грехам и дням —
и с головой, от хмеля трудной, пройти сторонкой в Божий храм».

Эта цитата Александра Блока лучше всего объясняет философию Григория Распутина и всего хлыстовского братства. Именно так, особо не скрываясь, все 10 лет находясь под самым высоким покровительством, вел себя Григорий Распутин. За это время успел нажить как многочисленную армию почитателей, а все больше почитательниц, так и армию врагов, от чьих рук и принял смерть.

Что за трагическая волна истории и с какой целью вынесла наверх этого странного человека, теневого лидера, стоявшего за многими неразумными, а иногда губительными решениями государя? Как всегда, с большим интересом мы приходим в Театр у Никитских ворот, чтобы вместе с драматургом и режиссером Марком Розовским разгадать очередную загадку истории. В спектакле мы наблюдаем три главные причины, обратившие в прах Российскую империю. Среди них слабость власти, а именно несостоятельность последнего представителя дома Романовых. Свою историческую роль сыграл Григорий Распутин: он окончательно уничтожил всякое уважение к династии Романовых. И завершила дело первая мировая война, быстро истощив мощь Российской империи и потопив в крови родственные связи с европейскими монархами. Путь для революции был расчищен.

Первым делом автор ставит нам зеркало и предлагает увидеть себя, свое время и место среди этих странных героев. Среди них возвышенные, одухотворенные, почти небесные царь и царица, а также вполне земные вельможи. Тут же внушающий кому-то страх, кому-то любовь Григорий Распутин, прочно завладевший волей царя. Рядом былинник и шут, олицетворяющие простой народ и его голос. Бросается в глаза контраст между высокими речами царствующих особ и «гласом народа» — грубыми разухабистыми частушками.  И дальше этот общий контраст только нарастает. Распутин все больше старается занять место принимающего государственные решения, оградить царя от земных проблем. Кажется, он хочет сделать царскую семью небожителями. Остается с грустью отметить, что это ему удалось. Но это произойдет уже за рамками описанных в спектакле событий, после их мученической смерти.

Юрий Голубцов оказался удивительно мистичен в роли Распутина. Холодок пробегает по спине, когда он смотрит и делает пассы в зал. Кажется, он сейчас загипнотизирует нас и подчинит своей воле, этот простой, да не простой мужик.  Подкупает его простецкая манера обращения и легкость, с которой он подчиняет себе пресыщенную светскую публику. Он спокоен и бесстрашен. Он сильнее всех изощренных интриганов, коррупционеров и лучших умов государства. В его руках оказывается вся власть на огромном тонущем корабле под названием «Российская Империя». Враги никак не могли ему этого простить. Кульминация спектакля – убийство Распутина. Сцена, наполненная мистическим звучанием. Человек, в которого стреляют много раз, не умирает. Будто он не подвластен смерти, и его невозможно уничтожить ни интригами, ни деньгами, ни пистолетом.

Театр Марка Розовского особый – драма, усиленная музыкой, поэзией, пластикой. Приглашая зрителей к разговору об исторических событиях, он обращается не только к разуму, но и к нашему чувственному восприятию. Спектакль пронизан страстной, трагической, «говорящей» музыкой, за что спасибо Стравинскому и Шостаковичу, а также молодому талантливому композитору Татьяне Смольской. Бесспорным украшением мюзикла стали стильные танцевальные номера, поставленные балетмейстером Антоном Николаевым.

Сегодня в людях преобладает желание жить одним днем, не управляя своей жизнью, а реагируя на меняющуюся конъюнктуру. Поэтому в своих постановках режиссер все больше срывается на крик. Язык мюзикла «Тайна Распутина» — творческий, художественный крик. В нем слышится отчаяние и желание достучаться до зрителя сквозь толстое одеяло равнодушия и потребительской философии. Может быть, местами этот крик звучит жестко и даже грубовато. Это ново. Мы привыкли видеть у Никитских ворот нежный интеллигентный театр. Но если такая форма подачи позволит пробудить дремлющее сознание, то это оправдано. Спектакль «долгоиграющий», заставляющий думать. Возможно, через некоторое время захочется вернуться и пересмотреть его.

Тайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. РозовскийТайна Распутина, реж: М. Розовский

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации

03.03.2021 в 09:23

От страдания к состраданию — «Сон смешного человека»


Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.

27.09.2020 в 10:52

Образ жизни — террор


В театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Фанни»

13.11.2019 в 10:49

Убивец


В Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля «Убивец». Написал и поставил пьесу Марк Розовский.

10.09.2019 в 08:31

Мудрец


Театр У Никитских ворот открыл сезон премьерой спектакля «Мудрец», поставленного Аркадием Кацем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

11.03.2019 в 00:39

Памятник неизвестному стиляге


Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...

25.02.2019 в 21:11

«Стеклянный зверинец»: хрупкие люди с непоправимым будущим


Драматурга Теннесси Уильямса можно назвать мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии.

22.06.2021 в 11:43

«Роковая феерия». Руками петь, это тебе не ногами танцевать


Вы любите русский рок, как теперь люблю его я? И всё благодаря удивительной команде профессионалов под кодовым названием «Недослов».

20.06.2021 в 16:34

«Жизнь Советского человека». От соцреализма к психологическому театру


«Утиная охота» Недослова поистине Вампиловская постановка и подлинный психологический театр.

19.06.2021 в 19:45

The Beatles, джаз и блюз Сергея Манукяна в Архангельском


Концерты в Архангельском – это, прежде всего, атмосфера, утончённая, одухотворенная, аристократическая.

17.06.2021 в 05:24

Юбилейный фестиваль STEREOLETO прошёл в Петербурге


Севкабель Порт вновь стал местом проведения фестиваля STEREOLETO.

16.06.2021 в 23:50

«Город на память». 662. Самотёчные переулки


На Самотёке дореволюционные доходные дома соседствуют с типовыми «башнями Вулыха», а конструктивизм Лазаря Лисицкого - со сталинским ампиром.