«Но что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне —
она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня».
Юрий Левитанский
О войне всегда тяжело слушать, читать, смотреть. Как будто кто-то проникает к тебе в самое сердце и бередит старые раны. У людей, прошедших войну, есть особая чувствительность, которая возникла из общего несчастья. С одной стороны, это огромная рана, а с другой – бездонная глубина, куда человек может погружаться в своем переживании и сопереживании. К счастью, у нынешнего поколения не было такого горя, которое бы легло страшным бременем на всю страну.
Книга Веры Пановой была написана в 1946 году и уже тогда стала «белой вороной» среди героических произведений о войне. Герои ее повести – обычные люди со своими страстями, слабостями, душевной болью, непониманием, как жить дальше. Прошло 75 лет. Чтобы понять, из чего рождался каждодневный подвиг людей военного поколения, нам нужны не бравые идеологические сочинения, а поезд милосердия Веры Пановой, который, пронзая время, прибыл прямиком из 1941-го в наш благополучный и сытый 2021 год. На сцену Таганки поезд вывел режиссер Денис Хуснияров вместе с великолепной актерской командой.
Действие спектакля происходит не на фронте, а среди осколков, которые за собой оставляет война: осколков человеческих тел, судеб, чувств. У поезда милосердия нет силы остановить войну, но он может вывезти раненых, постараться сохранить им жизнь, заштопать раны, вселить надежду. Режиссер создал на сцене образ войны без ее обычных атрибутов, оставил только общее напряжение, отдаленный гул, как эхо очень давней беды, пересказанную по картинкам кинохронику. Здесь нет ни военных песен, ни кителей, ни фуражек, ни георгиевских лент. Зато есть санитарка Лена, видящая след от фуражки на лбу каждого бойца и «волосы как у Дани». Есть идея адского самоотверженного труда, цель которого восстановить из осколков высшее творение природы, вдохнуть в него жизнь, а точнее, не дать жизни из него утечь.
Сейчас очень легко скатиться на пропагандистские рельсы и вместо человека на сцене показать говорящий памятник герою войны. В спектакле нет масштабных сцен войны, которые могли бы придать зрелищности этому театральному действию, поэтому во сто крат возрастает значение игры актёров. Насколько они могут держать публику, сколько энергии в их монологах. Актеры Таганки блестяще справились с этой трудной задачей. Их персонажи – живые люди со своими характерами. Каждый приходит на войну, неся груз довоенной жизни. Воспоминания, ожидание писем из дома, переживания о разладе в отношениях, которые теперь неизвестно, удастся ли наладить. Каждая линия жизни здесь имеет значение.
Если взглянуть сверху, то сцена напоминает операционный стол, на котором безостановочно идет работа. На этом огромном операционном столе герои спектакля, подобно археологам, кропотливо зачищают найденные обломки, чтобы затем их аккуратно собрать. В финале спектакля эти осколки, заботливо составленные вместе, взмывают над сценой. В своём естественном парении они как будто оживают, обретая очертания человека. Этот парящий человек олицетворяет миссию героев спектакля. Видно, что актеры впечатлены соприкосновением со своими персонажами и выходят на поклон в полной тишине.
Как рассказать о войне тем, кто ее никогда не видел и не соприкасался с людьми, которые там были? Наша пропаганда постаралась упростить, облегчить историю, показывая только одну героическо-парадную сторону войны со стандартным набором атрибутов: георгиевские ленточки, фронтовые песни, кадры кинохроники. Редкий спектакль или фильм о войне обходится без знакомых слов о патриотизме, разделяющем мир на «наших» и «не наших». Видимо раны действительно затягиваются и прикосновение к ним перестает быть таким болезненным. Война становится интересным событием, похожим на игру: выиграл войну, проиграл, завтра еще сыграем. превращается во что-то далекое, не имеющее лично ко мне отношения. Отсюда этот невообразимо глупый лозунг «Можем повторить!» Если на кону ваша жизнь, судьба, друзья, любимые, то вы никогда не захотите это повторять! И никогда не сможете это забыть. Как поется в одной хорошей песне: «Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне». Это и есть то, за что сражались наши деды – сохранение человеческого в человеке. Это «человеческое» присутствует в спектакле и передается зрителю. Хочется пожелать долгой жизни этому спектаклю и поблагодарить создателей за необычный по нашему времени взгляд на войну.
Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.