13.05.2021 00:36

Поезд памяти и милосердия на сцене Таганки

«Но что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне —
она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня».
Юрий Левитанский

О войне всегда тяжело слушать, читать, смотреть. Как будто кто-то проникает к тебе в самое сердце и бередит старые раны. У людей, прошедших войну, есть особая чувствительность, которая возникла из общего несчастья. С одной стороны, это огромная рана, а с другой — бездонная глубина, куда человек может погружаться в своем переживании и сопереживании. К счастью, у нынешнего поколения не было такого горя, которое бы легло страшным бременем на всю страну.

Книга Веры Пановой была написана в 1946 году и уже тогда стала «белой вороной» среди героических произведений о войне. Герои ее повести — обычные люди со своими страстями, слабостями, душевной болью, непониманием, как жить дальше. Прошло 75 лет. Чтобы понять, из чего рождался каждодневный подвиг людей военного поколения, нам нужны не бравые идеологические сочинения, а поезд милосердия Веры Пановой, который, пронзая время, прибыл прямиком из 1941-го в наш благополучный и сытый 2021 год. На сцену Таганки поезд вывел режиссер Денис Хуснияров вместе с великолепной актерской командой.

Действие спектакля происходит не на фронте, а среди осколков, которые за собой оставляет война: осколков человеческих тел, судеб, чувств. У поезда милосердия нет силы остановить войну, но он может вывезти раненых, постараться сохранить им жизнь, заштопать раны, вселить надежду. Режиссер создал на сцене образ войны без ее обычных атрибутов, оставил только общее напряжение, отдаленный гул, как эхо очень давней беды, пересказанную по картинкам кинохронику. Здесь нет ни военных песен, ни кителей, ни фуражек, ни георгиевских лент. Зато есть санитарка Лена, видящая след от фуражки на лбу каждого бойца и «волосы как у Дани». Есть идея адского самоотверженного труда, цель которого восстановить из осколков высшее творение природы, вдохнуть в него жизнь, а точнее, не дать жизни из него утечь.

Сейчас очень легко скатиться на пропагандистские рельсы и вместо человека на сцене показать говорящий памятник герою войны. В спектакле нет масштабных сцен войны, которые могли бы придать зрелищности этому театральному действию, поэтому во сто крат возрастает значение игры актёров. Насколько они могут держать публику, сколько энергии в их монологах. Актеры Таганки блестяще справились с этой трудной задачей. Их персонажи – живые люди со своими характерами. Каждый приходит на войну, неся груз довоенной жизни. Воспоминания, ожидание писем из дома, переживания о разладе в отношениях, которые теперь неизвестно, удастся ли наладить. Каждая линия жизни здесь имеет значение.

Если взглянуть сверху, то сцена напоминает операционный стол, на котором безостановочно идет работа. На этом огромном операционном столе герои спектакля, подобно археологам, кропотливо зачищают найденные обломки, чтобы затем их аккуратно собрать. В финале спектакля эти осколки, заботливо составленные вместе, взмывают над сценой. В своём естественном парении они как будто оживают, обретая очертания человека. Этот парящий человек олицетворяет миссию героев спектакля. Видно, что актеры впечатлены соприкосновением со своими персонажами и выходят на поклон в полной тишине.

Как рассказать о войне тем, кто ее никогда не видел и не соприкасался с людьми, которые там были? Наша пропаганда постаралась упростить, облегчить историю, показывая только одну героическо-парадную сторону войны со стандартным набором атрибутов: георгиевские ленточки, фронтовые песни, кадры кинохроники. Редкий спектакль или фильм о войне обходится без знакомых слов о патриотизме, разделяющем мир на «наших» и «не наших». Видимо раны действительно затягиваются и прикосновение к ним перестает быть таким болезненным. Война становится интересным событием, похожим на игру: выиграл войну, проиграл, завтра еще сыграем. превращается во что-то далекое, не имеющее лично ко мне отношения. Отсюда этот невообразимо глупый лозунг «Можем повторить!» Если на кону ваша жизнь, судьба, друзья, любимые, то вы никогда не захотите это повторять! И никогда не сможете это забыть. Как поется в одной хорошей песне: «Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне». Это и есть то, за что сражались наши деды – сохранение человеческого в человеке. Это «человеческое» присутствует в спектакле и передается зрителю. Хочется пожелать долгой жизни этому спектаклю и поблагодарить создателей за необычный по нашему времени взгляд на войну.

Спутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис ХуснияровСпутники, реж. Денис Хуснияров

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.

Другие публикации

29.04.2021 в 20:53

«Вишневый сад» на французский манер


В Театре на Таганке состоялась премьера Юрия Муравицкого «Вишневый сад. Комедия.» по пьесе Антона Чехова.

30.08.2020 в 10:29

Детективные страсти на Таганке


Работа режиссерской лаборатории в театре на Таганке продолжилась показом эскиза Александра Софонова "Фандорин" по мотивам романа Бориса Акунина "Весь мир — театр".

29.08.2020 в 23:14

Капитал для чайников: открытая репетиция в театре на Таганке


В театре на Таганке показали очередной эскиз из проекта "Репетиции" под названием "Капитал". Так же называется эпохальный труд Карла Маркса. И это не совпадение!

13.08.2020 в 23:32

Таганка открыла сезон «Белым шумом»


В рамках проекта «Репетиции» Театр на Таганке представил эскиз спектакля Галины Полищук «Белый шум».

03.02.2020 в 10:15

Новый Тартюф в стиле Дель-Арте


В копилке театра на Таганке появился ещё один яркий спектакль — новый Тартюф с приставкой Lё на французский лад.

10.10.2019 в 10:56

Хармс, cтаруха и коза на веревочке


1 октября в рамках проекта «Репетиции» в Театре на Таганке прошел показ спектакля «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

11.11.2018 в 21:52

«Город на память». 138. За кулисами Театра на Таганке


Справедливости ради надо сказать, что режиссёр Юрий Любимов пришёл не на пустое место, в старом Театре драмы и комедии уже служили интересные актёры.

03.10.2018 в 00:32

«Город на память». 062. Театр на Таганке


В начале 1960-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы.

22.10.2017 в 19:58

К 80-летию Александра Вампилова в театре на Таганке поставили «Старшего сына»


Это одна из популярнейших пьес драматурга, много раз поставленная в разных театрах.

02.07.2017 в 20:33

Диагноз — «тургеневская девушка»


На Малой сцене театра на Таганке состоялся показ эскиза к будущему спектаклю по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне".

20.10.2016 в 22:20

Смертельное искушение в Театре на Таганке


Проект «Репетиции» порадовал спектаклем режиссера Александра Баркара «Вий» по мотивам одного из самых мистических произведений Гоголя.

07.10.2016 в 08:10

Лунные зайчики


В Театре на Таганке был показан очередной эскиз в рамках проекта «Репетиции».

15.09.2016 в 19:20

Что такое осень? Это праздник!


День Города в этом году выдался пасмурный, но Москва умеет веселиться в любую погоду!

12.09.2016 в 09:47

Сбор труппы Театра на Таганке


После летних каникул Ирина Апексимова собрала свою труппу в саду Эрмитаж.