25 мая 2021 года
Фотопроект «Город на память». 656. Нагатино и Новинки
Поселение Нагатино впервые упоминалось в духовной грамоте Ивана Калиты в 1336 году – московский князь тогда задокументировал передачу владения своему сыну Андрею. А вот о происхождении названия Нагатино у историков нет единого мнения, наиболее логичной представляется версия, что село построено «на гати», то есть в болотистом месте, укреплённом брёвнами.
В Нагатино (Нагатинском) проживали преимущественно земледельцы, а также судостроители и лоцманы. В конце XVII века в деревне значилось 16 дворов и 106 душ мужского пола. Нагатино вошло в историю становления русской армии как лагерь Петра I во время «Кожуховского похода» 1694 года – это были масштабные военные манёвры с участием всех родов войск и штурмом крепости в Кожухово, построенной специально для учений по всем правилам инженерной науки.
В 1797 году Павел I издал указ, по которому Нагатино и другие дворцовые сёла и деревни были переданы в ведение Департамента уделов. Основным занятием нагатинских жителей продолжало оставаться сельское хозяйство: на богатых минеральными солями прибрежных заливных лугах паслась скотина, вокруг деревни были разбиты огороды с картофелем, капустой, огурцами, которые крестьяне продавали в Москве. Реформа 1861 года отменила крепостное право в России, но жизнь крестьян не стала легче – нагатинцы платили в казну налог на землю, при этом ловить рыбу в Москве-реке и Нагатинском озере им было запрещено, а 3/4 жителей (согласно обследованию 1899 года) оставались неграмотными.
После Октябрьской революции крестьяне объединились в колхоз «Огородный гигант», а в окрестностях ещё дореволюционной судоверфи в Нагатинском затоне сложился рабочий посёлок судостроителей.
Трамвайное кольцо возле Московского судостроительного и судоремонтного завода расположено на том самом месте, где в стародавние времена находилась деревня Нагатино.
Смотрите старые фотографии. Трамвайное кольцо «Нагатино». 1984 год: https://pastvu.com/p/47199
Трамвайное движение по Судостроительной улице открылось в связи со строительством завода и посёлка – поначалу по однопутной ветке грузовые трамваи доставляли с Варшавского шоссе стройматериалы. Пассажирские перевозки перед войной осуществлял маршрут «К», а в 1947 году до МССЗ уже по двухпутной линии стали курсировать трамваи 47 маршрута.
Соседняя деревня Новинки располагалась с южной стороны продолговатого Новинковского озера. К северу от озера до Москвы-реки находились обширные заливные луга, на которых крестьяне пасли скот. По статистическому сборнику Московской губернии 1877 года новинковцы содержали 227 лошадей, 162 свиньи и неподсчитанное стадо коров.
Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461-1462 годов, согласно которой владение вместе с селом Нагатинским было завещано великой княгине Марии Ярославне. Принадлежавшие царской семье дворцовые крестьяне выращивали на полях картофель, а на огородах капусту, огурцы, свёклу. В их обязанности также входила уборка территории дворца, заготовка дров и поставка продуктов питания.
Смотрите старые карты. Топографическая карта окрестностей Москвы. 1848 год: http://retromap.ru/0818483_55.690407,37.693061
План Москвы и окрестностей. 1938 год: http://retromap.ru/061938_55.681746,37.671689
В первые десятилетия советской власти Нагатино практически соединилось с Новинками, став рабочим посёлком Нагатино, а Новинки состыковались с находившимся южнее селом Коломенским. Из Москвы по Нагатинскому шоссе сюда стал ходить автобус 7 маршрута. Деревянная застройка располагалась в Нагатино вдоль Школьной, Московской Большой и Никольской улиц, а в Новинках было пять улиц – Нижняя, Средняя, Верхняя, Красная и Лубянка.
В 1960 году территория была включена в состав Пролетарского района города Москвы и началась поэтапная застройка района многоэтажными жилыми домами, школами и детскими садами.
Карта Москвы. 1968 год: http://retromap.ru/051968_z15_55.684552,37.679243
Станция метро «Коломенская» приняла первых пассажиров в 1969 году, это типовая «сороконожка» неглубокого заложения с отделанными керамической плиткой путевыми стенами. Станцию украшают чеканные медные вставки «С чего начинается Родина» со стилизованными изображениями сказочных птиц, русалок и львов работы скульптора Э.Ладыгина.
Проходка тоннеля велась открытым способом. 1966 год: https://pastvu.com/p/1116386
Проспект Андропова, 27 – открывшийся в 1966 году кинотеатр «Орбита» несколько десятилетий являлся эпицентром культурного досуга района, в наши дни был реконструирован в соответствии с современными требованиями кинопроката, но вскоре оказался под ковшом экскаватора.
Кинотеатр «Орбита». 1976 год: https://pastvu.com/p/797872
В нынешних реалиях коммерческий успех культурного учреждения невозможен без обширной торговой составляющей, поэтому вместо зданий в стиле советского модернизма по всему городу строятся типовые торгово-развлекательные стекляшки, спроектированные британским архитектором Амандой Ливит.
Жилой фонд представлен самыми разными зданиями, возведённых по типовым и индивидуальным проектам, а визитной карточкой района стали жилые дома переменной этажности, построенные вдоль Нагатинской набережной в 1982-1987 годах. Реализация проекта началась ещё в 1970 году, когда зодчие представили несколько вариантов застройки набережной. Самый интересный силуэт предложила Римма Алдонина, которая и возглавила коллектив архитекторов. Её проект прибрежного квартала из «домов-парусов» переменной этажности 10—25 этажей и 35-этажных башен в центре и по краям был высоко оценен экспертами.
В наши дни в ансамбль вклинились башни-новостройки, нарушив первоначальную композицию.
Пешеходная зона со скульптурами «Девушка с собачкой», «Девушка с велосипедом», «Девушка с фотоаппаратом», созданными известным мастером жанровых сюжетов скульптором Андреем Асерьянцем.
Примерно возле нынешнего оскульптуренного сквера находилась пристань Нагатино, у которой швартовались баржи и дебаркадеры, а вместо многоэтажек стояли деревянные жилые и служебные строения.
Пристань Нагатино. 1961-1963 гг.: https://pastvu.com/p/96055
Будущая Нагатинская набережная. 1959 год: https://pastvu.com/p/669693 На заднем плане слева видны краны Южного порта, а справа – гора разгруженного мела.
Облицованная гранитом Нагатинская набережная проложена вдоль нового русла Москвы-реки – Нагатинского спрямления, которое открылось для судоходства в 1968 году. Старое извилистое русло сохранилось севернее в виде двух фрагментов – затона Новинки и Кожуховского затона.
Открытие нового русла Москвы-реки в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/919904
Открытие нового русла в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/919905
Работы по благоустройству набережной проводились в конце 1960-х годов.
Благоустройство набережной в Нагатино. Вид со строящегося метромоста. 1967 год: https://pastvu.com/p/25216
Благоустройство набережной в Нагатино. Вид в сторону метромоста. 1968 год: https://pastvu.com/p/82506
Лучшую панораму «домов-парусов» могут наблюдать пассажиры метрополитена, проезжая по Нагатинскому метромосту.
Вблизи села Новинки будет построен Нагатинский метромост. 1965 год: https://pastvu.com/p/693226
Село Новинки на фоне строительства Нагатинского метромоста. 1967 год: https://pastvu.com/p/781998
Строительство Нагатинского путепровода, совместившего метромост и автомобильный мост, началось на твёрдом грунте, когда этот участок нового русла Москвы-реки ещё не был заполнен водой. А открылось движение по мосту в 1969 году, когда под ним вовсю сновали теплоходы и катера.
Длина моста составляет 233 метра, длина речного пролёта — 114 метров, в помещениях под эстакадами разместились гаражи и служебные помещения. Авторам проекта инженеру А.Другановой, архитектору К.Яковлеву и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений в 1976 году была присуждена Государственная премия СССР.
Причал Кленовый бульвар используется теплоходами, работающими на прогулочных маршрутах.
Сейчас в Нагатино не встретишь людей в форменной одежде речников или курсантов, но оформление скверов, детских площадок и граффити напоминает о близости к реке, да и фасады многих зданий выдержаны в бело-сине-голубой цветовой гамме.
Якоря в начале Якорной улицы
Жилая застройка Судостроительной и Коломенской улиц
Коломенская набережная, 22к2 – Управа района Нагатинский Затон ЮАО
Коломенская улица, 17 – универмаг (1985)
Нагатинская набережная, 34 – жилой дом (1970), в котором расположен Нагатинский отдел ЗАГС
Виды на Нагатинскую набережную со стороны Кожухово
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Нагатино, Нагатинский затон.