29 мая 2021 года
Фотопроект «Город на память». 657. Нагатинский затон
В древности Москва-река была куда более извилистой, чем сейчас, но в ХХ веке резкие повороты русла стали мешать судоходству в акватории Южного порта и потребовались масштабные гидротехнические работы по спрямлению русла. Первый довоенный этап был связан со строительством Перервинского гидроузла как части водной системы канала Москва-Волга, а в 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки — Нагатинское спрямление.
Первая Перервинская плотина была построена в 1870-х годах в системе шлюзования Москвы-реки на участке от Москвы до Коломны с выходом на реку Ока (её остатки сохранились за действующей плотиной, деревянные столбы видно с ноября по апрель до заполнения акватории водой). В состав нынешнего Перервинского гидроузла входят водосливная железобетонная плотина с семью пролётами, перекрытыми стальными затворами, Перервинская ГЭС, шлюз с большой камерой для пропуска крупных судов (№ 10) и шлюз с малой камерой для судов местного сообщения и прогулочных (№ 11).
Строительство в 1932-1938 годах курировало НКВД, привлекшее к работам заключённых ГУЛАГа, – их лагеря (рабочие посёлки) поначалу располагались в Нагатино, Печатниках и Коломенском. На финальном этапе в акватории образовались четыре острова (Шлюзовой, Малый, Дальний, Высокий) и подневольных строителей переместили на один из них – 15 000 человек привезли на баржах из Дмитлага и расселили в 47 бараках на Дальнем острове. Для персонала, обслуживавшего объекты, был построен жилой посёлок Шлюзы, который и сейчас остаётся закрытым для посещения.
Смотрите старые фотографии: Шлюз № 10. 1936 год: https://pastvu.com/p/21307
На стрелке Шлюзового острова установлен маяк, почти не заметный за подросшими деревьями.
Маяк у шлюза № 10. 1937 год: https://pastvu.com/p/813890
Перервинская плотина
Перервинская ГЭС
До 1990-х годов на Москве-реке работала паромная переправа, позволяющая быстро переместиться из Коломенского в Курьяново. Электродвигатель приводил в движение редуктор, который натягивал тросы парома. Когда паром стоял у берега, тросы лежали на дне и не мешали проходу судов.
Сейчас на этом месте возле устья реки Жужи оборудован слип – наклонная площадка для спуска судов на воду.
Пруды-отстойники ливневой канализации Мосводостока
Впрочем, островная территория относится к району Печатники, а собственно Нагатинский затон расположен севернее на огромном полуострове, плотно застроенном жилыми многоэтажками.
На флаге и гербе района изображены якоря и молот как символы речного судоходства и судостроительства. На улицах и в скверах можно увидеть и настоящие якоря, бакены и швартовые кнехты, ведь вся современная история Нагатинского затона связана с речфлотом. Речная тематика отражена и в топонимике района – здесь есть улицы Речников, Судостроительная, Якорная, Корабельная, Затонная.
В 1936 году был введён в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, производивший теплоходы и катера. За всю свою историю предприятие построило свыше 1800 теплоходов, ходивших по всем водным путям Советского Союза. До сих пор построенные заводом суда обеспечивают более 17% всех пассажирских перевозок по российским рекам.
К 2014 году по программе реновации промышленных зон Москвы предприятие было закрыто, а производство перенесено на «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске. Лишь небольшая часть промышленной территории используется ФБУ «Подводречстрой» и для обслуживания моторных яхт Timmerman Yachts.
Заводская проходная
Старая проходная завода. 1966 год: https://pastvu.com/p/105051
Мемориал рабочим, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, торжественно открыт в 1970 году.
Производственный корпус МССЗ (1970)
Теплоходы «Москвич» и «Москва»
Торжественный спуск на воду 1500-го теплохода. 1984 год: https://pastvu.com/p/663972
Теплоходы и заводские эллинги в Западном заливе
Яхт-клуб «Ривер Парк Нагатино» базируется в Западном заливе, на северном берегу которого размещены бытовой городок, база техники ГБУ «Жилищник района Нагатинский затон» и гаражный кооператив. На берегу залива горожане устраивают пикники и забрасывают удочки в надежде поймать кого-нибудь из подводных обитателей – карася, плотву, судака, окуня, леща, жереха, краснопёрку, уклейку, ротана.
На берегу Нагатинского затона строится жилой район Ривер Парк, здесь планируется возвести 22 дома с подземным паркингом на 1700 машин, школу, детский сад, набережные будут благоустроены.
Затон Московского судостроительного и судоремонтного завода. 1963-1964 гг.: https://pastvu.com/p/84137
Между кварталом Ривер Парк и Коломенской улицей предполагается перекинуть пешеходный мост-бумеранг (рендер https://stroi.mos.ru)
На месте снесённого гаражного комплекса в 2020 году развернулись проходческие работы станции метро «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии. Открыть станцию для пассажиров планируется в 2023 году.
Параллельно Нагатинскому затону проложена улица Речников. Улица Речников, 15к1 – производственное здание (1975)
Для советских речников и судостроителей дома строились не такие высокие, зато уютные и утопающие в зелени. Улица Речников, 20к2, 22к3, 24к2 – три кирпичных жилых дома построены по индивидуальному проекту в 1950 году.
Пятиэтажки и стадион на Затонной улице. 1965 год: https://pastvu.com/p/155226
Улица Речников, 16 – общежитие Московского судоремонтно-судостроительного завода (1967), аудитории и общежитие Московского речного техникума
Московский институт инженеров водного транспорта (улица Речников, 16). 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/588760
Улица Речников, 28к1с1 – общежитие колледжа связи № 54
Улица Речников, 22 – строительная площадка четырёх домов по программе реновации
Оформление детской площадки на улице Речников
Ретроавтомобили в Нагатинском затоне
Причал Меловой
На противоположном берегу Москвы-реки за Бобровым островом начинается рабочая акватория Южного порта, первые объекты которого были построены силами заключённых ГУЛАГа в 1939 году. Южный порт оснастили мощными комплексами по перевалке грузов прямого железнодорожно-водного сообщения.
Разгрузка судов в Южном порту. 1954 год: https://pastvu.com/p/926543
Разгрузка сельхозпродукции. 1965-1980 гг.: https://pastvu.com/p/90091
Грузовой терминал. 1964-1967 гг.: https://pastvu.com/p/835099
Административное здание Южного речного порта (1939) и складские строения (1939)
Причальная стенка протяжённостью 2178 метров разбита на 17 причалов, оснащённых портальными кранами грузоподъёмностью до 27 тонн, к контейнерному терминалу подведена железнодорожная ветка.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, речное судоходство, Нагатино, Нагатинский затон.