9 июня 2021 года
Фотопроект «Город на память». 661. Проспект Академика Сахарова и Центросоюз
За Садовым кольцом трасса от Каланчёвки до Бульварного кольца продолжилась Дербеновским (Дербенёвским) и Уланским переулками. На разных картах XIX века один и тот же участок назывался то Уланским переулком, то Дербеновским, а некоторые картографы упоминали оба названия одновременно. В 1930-е годы параллельно переулку был проложен Новокировский проспект, застроенный массивными административными зданиями в стиле конструктивизма.
Прокладка новых магистралей была предусмотрена Генеральным планом реконструкции Москвы, разработанным под руководством архитекторов Владимира Семёнова и Сергея Чернышёва и утверждённого в 1935 году постановлением ЦК ВКП и СНК СССР. Предпосылок для масштабных перемен оказалось несколько. Хотя транспортный поток в предвоенные годы был не слишком велик, узкие и извилистые улочки уже тогда затрудняли движение. Назрела и первая в истории Москвы реновация – расселение людей из бараков и доходных домов в новые квартиры. А столичный статус, в 1918 году перешедший от Петрограда Москве, требовал размещения в городе государственных учреждений и строительства для них новых административных зданий. О том, что удалось сделать, а что осталось лишь в проекте, можно почитать в книге Алексея Рогачёва «Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935–1990», а «Город на память» продолжает прогулку по проспекту Академика Сахарова (бывшему Новокировскому).
Второй участок магистрали начинается на пересечении с Садовым кольцом мемориалом жертвам политических репрессий, место для которого выбрано не случайно – Андрей Сахаров известен не только как создатель советской водородной бомбы, но и правозащитник, борец с репрессивной государственной машиной.
Мемориальный комплекс жертвам политических репрессий «Стена скорби» (2017, скульптор Георгий Франгулян, архитектор Андрей Франгулян) представляет собой двусторонний бронзовый горельеф с несколькими арками, составленный из многочисленных бронзовых человеческих фигур — жертв репрессий. Памятник обрамлен гранитными плитами, часть территории вымощена 82 камнями из лагерей ГУЛАГа, мест заключений и массовых расстрелов. Установку памятника предварял открытый конкурс на создание лучшего проекта.
«Когда речь идет о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять — никаких оправданий этим преступлениям быть не может. Наш долг — не допустить забвения», — сказал Президент России Владимир Путин на церемонии открытия монумента.
Садовая-Спасская улица, 18с1 – доходный дом общества «Великан» (1914—1915, архитектор И.Рыльский) относят к дореволюционной неоклассике, ставшей предтечей сталинского классицизма. Фасад здания украшен лепным декором – летящими мифологическими богинями победы, медальонами и гирляндами. В первые десятилетия советской власти здание использовалось как общежитие Центросоюза, а в 1960-х годах после расселения жильцов стало административным.
Торцевой брандмауэр (предназначенный для защиты здания от распространения пожара) украшали периодически сменяемые муралы, но в ходе недавней реконструкции в глухой стене были пробиты окна и новые граффити вряд ли здесь появятся.
Уланский переулок, 26 – НИИ экономики и управления авиационной промышленности (1986-1988) после приватизации здания стал собственностью коммерческих структур и переходил из рук в руки. Среди владельцев упоминаются ОАО «НК ЮКОС», Национальный банк «Траст», ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний», АО «СОГАЗ».
Уланский переулок, 22с1 – здание Наркомата авиационной промышленности построено в 1934-1936 годах по проекту архитектора Даниила Фридмана, оно изначально предназначалось Управлению метростроя. В левом корпусе должна была находиться администрация, а в правом – гостиница и общежитие Метростроя. Однако после завершения строительства оба здания передали Наркомату оборонной промышленности, произведшему в 1937 году перепланировку помещений под свои нужды.
Уланский переулок, 16с1 – второе здание Наркомата авиационной промышленности (1934-1936, архитектор Даниил Фридман), строившееся для Метростроя и украшенное 16 фигурами метростроевцев в касках, с отбойными молотками и лопатами. Эти фигуры украшали главное здание Минавиапрома СССР до 1984 года, когда были демонтированы со всоих гранитных постаментов по причине ветхости.
Эскиз 1934 года на выставке в Музее архитектуры
Смотрите старые фотографии: Здания Метростроя. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/8553
Уланский переулок, 14Б – жилой дом Минавиапрома (1933, архитектор Даниил Фридман)
Проспект Академика Сахарова, 12 – Главный вычислительный центр Госплана СССР (1974, архитекторы Л.Павлов, Л.Гончар, А.Семенов, О.Трубникова) представляет собой разносторонний куб на стилобате. Куб опирается на четыре тонкие «ножки» в виде перевёрнутых пирамид.
С проспекта видны верхние этажи дореволюционных зданий по Мясницкой улице – это Учебный корпус Реального училища К.Воскресенского (1906, архитектор А.кузнецов) и жилой дом.
Проспект Академика Сахарова, 10 – бизнес-центр класса «А» (2006) строился по заказу компании Билайн, но позднее несколько раз поменял владельцев.
Мясницкая улица, 41с6 – кирпичный жилой дом (1897)
Мясницкая улица, 41с7 – кирпичный жилой дом (1897). На месте обоих дореволюционных доходных домов не исключено возведение новостройки – башни высотой 125-200 метров по проекту архитектурного бюро Сергея Скуратова.
Мясницкая улица, 39с1 – здание Центросоюза (1926-1936, архитектор Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли), являющееся памятником конструктивистской архитектуры, сейчас занимает Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Росстат. Парадный фасад обращён к Мясницкой улице, но и фасад со стороны проспекта Сахарова выглядит стильно.
Здание было возведено на месте снесённой в 1928 году церкви Николая Чудотворца. 1922-1926 гг.: https://pastvu.com/p/918465
Строительство здания Центросоюза. 1930-1933 гг.: https://pastvu.com/p/647539
Выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье принял участие в конкурсе и представил смелый и в то же время рациональный проект административного корпуса. Впрочем, внутреннее пространство со всеми загогулинами переходов и пандусов, лифтами-патерностерами не особо пригодилось в условиях советских реалий, когда строения легко передавались от одного ведомства другому и в итоге не использовались по первоначальному предназначению. В здание Центросоюза переехал Наркомат лёгкой промышленности, затем Министерство текстильной промышленности СССР, а с 1959 года здесь размещалось Центральное статистическое управление СССР.
Здание опирается на мощные железобетонные столбы, облицованные венецианской штукатуркой, которая имитирует мраморные разводы, и пронизывающие пространство снизу доверху. Внутри столбов между двутавровыми балками скрыты водосточные трубы, уводящие дождевую воду с крыши в канализацию. На плоской крыше архитектор предусмотрел места для прогулок сотрудников, спортивную площадку с беговыми дорожками, а также пентхаус для руководства учреждения. Позднее для более рачительного использования полезной площади участки первого этажа возле столбов были остеклены и здание перестало выглядеть как «дом на ножках». Обширное ленточное остекление способствовало полезной для здоровья людей инсоляции и в то же время эффектно контрастировало с фасадом, облицованным розовым туфом.
Лифты непрерывного движения – патерностеры – рассчитаны на перемещение между этажами двух человек в каждой кабине.
Альтернативой лифтам стали наклонные пандусы, предназначенные как для пешеходов, так и для перевозки тележек с бумажной документацией, которой немало производилось в советских учреждениях. Пандусы вынесены из основного объёма в две отдельные башни. В ходе реконструкций для удобства современного использования было заменено напольное покрытие, двери, кресла в актовом зале, но в целом деревянное декоративное оформление холлов сохранено в оригинале.
По проекту Ле Корбюзье целый этаж занимал огромный выставочный зал, но в процессе эксплуатации здания это пространство было поделено на кабинеты.
Балкон-трибуна для официальных лиц во время проведения митингов и праздничных демонстраций трудящихся.
Видеоэкскурсия по зданию Центросоюза: https://www.youtube.com/watch?v=fmv_UVrmhJw Рассказывает хранитель музея статистики Андрей Астафьев, проработавший 40 лет в этом здании.
Несмотря на масштабное строительство в районе, многие дореволюционные дома в Уланском переулке сохранились до наших дней.
Уланский переулок, 11с1 – каменный храм Николая Чудотворца в Дербенёвском был освящён в 1715 году, при советской власти закрыт для богослужений и переоборудован в гараж. После возвращения храма верующим началась его реконструкция.
Уланский переулок, 8 – новое школьное здание открылось в 2004 году взамен снесённой школы 1936 года постройки. Школа № 1284 названа в честь Натальи Ковшовой, Героя Советского Союза, снайпера. За год до начала Великой Отечественной войны девушка окончила школу № 281 в Уланском переулке и готовилась к поступлению в Московский авиационный институт. Война прервала мирные планы, Ковшова ушла добровольцем в Красную армию, на её личном счету было 167 истреблённых солдат и офицеров Вермахта. Она погибла в бою, подорвав гранатой себя и окруживших позицию врагов.
В школе № 1284 проходила пробная сдача Единого государственного экзамена.
Уланский переулок, 4 – доходный дом семьи Варгиных (1913-1915, архитектор П.Голосов) несколько десятилетий использовался как коммунальное жильё, был расселён в 1985 году и полностью перестроен.
Мясницкая улица, 35 – 1-й Дом ВЦИК (1931-1937) строился для представительств союзных и автономных республик при Всесоюзном центральном исполнительном комитете и оформлен барельефами, изображающими труд советских людей.
1-й дом ВЦИК. 1937 год: https://pastvu.com/p/1154839
К 1982 году здание обросло пристройками, включая корпус Министерства радиоэлектронной промышленности СССР со стороны Бульварного кольца, – конструктивизм стал соседствовать с постмодернизмом.
Сретенский бульвар, 11 – главный корпус штаб-квартиры ПАО «Лукойл» (2002) стал одним из самых известных столичных долгостроев. В далёком 1966 году архитектор Феликс Новиков представил проект, согласно которому на перекрёстке Новокировского проспекта и Сретенского бульвара могли бы вырасти две башни НИИ Радиокомпонентов Министерства электронной промышленности СССР. Их высота составила бы 100 и 84 метра. Проект уже получил одобрение градостроительного совета, но вмешался первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин, резко возразивший против высотной застройки исторического центра города. Фундамент уже был возведён, но строительство заморозили.
Угол Новокировского проспекта и Уланского переулка. 1985 год: https://pastvu.com/p/86715
Лишь в 1976 году Феликс Новиков представил новый проект, неспешно прошедший все бюрократические препоны и реализованный к 2002 году уже при Мэре Лужкове и для другого заказчика – нефтяной компании «Лукойл». Изменения проекта уже по ходу строительства вынудили Новикова отречься от авторства и завершил работу архитектор Дмитрий Солопов. В частности, по желанию Лужкова красная гранитная облицовка была оштукатурена и выкрашена в светлый цвет.
В кварталах проспекта Академика Сахарова снимались эпизоды кинофильмов «В город входить нельзя» (1928), «Подкидыш» (1939), «Весна» (1947), «Мне двадцать лет» («Застава Ильича», 1962), «Железный занавес» (1995).
Как и на первом участке проспекта Академика Сахарова, здесь тоже проходят согласованные митинги и городские фестивали, например, праздник такси.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, проспект Академика Сахарова.