26.06.2021 13:23

«Немец» в котле саундрамы

С Лерой Манович ЦДР связывает давнее сотрудничество. Ранее по ее текстам «Макароны», «Шпроты», «Адюльтер», «Электричество» был создан проект «Москва – открытый город. Переход». В феврале 2020 года рассказ Леры Манович «Немец» был представлен на лаборатории «Акустическая читка» в «Студии на Поварской». За постановку спектакля взялся актер и композитор Павел Акимкин. Режиссер уже тогда был очарован стилем писательницы: «Этот материал даёт море вдохновения. Хочется поставить буквально каждую строчку, но мы бьём себя по рукам!».

«Немец» – житейская история, наполненная юмором с легкой грустинкой. Иногда, чтобы мы проснулись, перестали хандрить и ощутили вкус жизни, нас необходимо хорошо встряхнуть. Такая встряска происходит в самой обычной семье, куда по обмену приезжает немецкий подросток на целую неделю. Сам немец по имени Пиус неожиданно для себя попадает в «котел с неприятностями», где варится необычная и непонятная для представителя другой культуры жизнь средней российской семьи, к тому же состоящей из одних женщин. На происходящее мы смотрим глазами Женьки, девочки-подростка, самой младшей представительницы этой семьи.

В спектакле музыка и драма органично вплетены друг в друга. Тексты неожиданно превращаются в арии и музыкальные партии, драматические актеры начинают петь, а музыканты – говорить. Здесь музыка выступает в роли выразителя чувств, меняющихся впечатлений, страстей, бушующих внутри, но которые в жизни обычно не имеют выхода наружу.

Для Павла Акимкина SounDrama очень близка, так как режиссер стоял у ее истоков и написал музыку к более чем 20 спектаклям в этом жанре. В своих актерских работах Павел Владимирович мастерски создает образы обычных людей. Его спокойная манера исполнения приглашает зрителя войти в настоящий внутренний мир обычного человека, проникнуть в глубину его переживаний. Как режиссер, он передает свое настроение актерам, позволяя им играть интереснее, свободнее, без агрессии и напора, свойственного многим молодым артистам. Мне кажется, благодаря его подходу так интересно раскрылась Сесег Хапсасова в роли Женьки. Характер роли здесь намного мягче, чем в спектаклях «Дело корнета О-ва» и «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», где актриса предстает перед зрителем в образе ярких, бескомпромиссных женщин. Тут мы видим совсем другое — неуверенную в себе девочку подростка, смущенную, смешную, трогательную в своих попытках доказать всему миру, что она ничуть не хуже своих сверстников.

Братья Рассомахины со свойственным им чувством юмора сыграли роль Иоановны, женькиной прабабушки. Ее ходунки периодически превращались в акробатический снаряд, на котором они исполняли невообразимые цирковые трюки. Вторая их роль в спектакле – хулиган, преследовавший Женьку и неожиданно получивший отпор от приезжего немца. Поскольку братья вдобавок к своим талантам похожи друг на друга как две капли воды, такое двойное исполнение дало возможность испуганному нашкодившему мальчишке в прямом смысле заглянуть в глаза самому себе, а прабабушке Иоановне позволило появляться практически одновременно в разных уголках квартиры, там, где ее совсем не ждут.

Роль отца немецкого мальчика сыграл Александр Занин. Удивительная харизма этого актера делает его персонажей незабываемыми. Также к образу немца, ставшему в спектакле собирательным, добавили остроты характерные усики, пистолет, оказавшийся зажигалкой, хард-рок, сопровождающий его выход на сцену.

Сценограф Максим Обрезков создал на сцене взбудораженный мир семьи, которая ожидает приезда важного гостя. Герои много перемещаются по сцене, таская за собой шкафы с потайными дверцами. То там, то сям из шкафов выскакивают знакомые персонажи, а обстановка приобретает все новые неожиданные конфигурации. Эта суета проявляет состояние героев, чувство внутренней неустойчивости, жизни как на вулкане.

Музыка в спектакле подобрана с большим вкусом и юмором. Переживания героев очень точно передают советские песни в стиле «Нам песня строить и жить помогает», а также тревожные мотивы из фильма «17 мгновений весны». Настоящая находка — сцена встречи Штирлица с женой, сопровождающая молчаливую прогулку Женьки и Пиуса.

Спектакль оставил очень теплое чувство. Герои стали близкими, почти родными. Приезд гостя из цивилизованной Европы для Женьки и ее семьи произвел эффект легкого землетрясения, что оказалось очень полезным для всех. Наши герои встрепенулись, Женька почувствовала в себе больше уверенности, мама написала новый роман, семья как-то сблизилась и появилась надежда на хорошее продолжение их истории. А ведь это так важно, чтобы у истории было продолжение! Пожелаем спектаклю успешной судьбы!

Лера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел АкимкинЛера Манович, "Немец", реж. Павел Акимкин

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Соколе.

Другие публикации