С Лерой Манович ЦДР связывает давнее сотрудничество. Ранее по ее текстам «Макароны», «Шпроты», «Адюльтер», «Электричество» был создан проект «Москва – открытый город. Переход». В феврале 2020 года рассказ Леры Манович «Немец» был представлен на лаборатории «Акустическая читка» в «Студии на Поварской». За постановку спектакля взялся актер и композитор Павел Акимкин. Режиссер уже тогда был очарован стилем писательницы: «Этот материал даёт море вдохновения. Хочется поставить буквально каждую строчку, но мы бьём себя по рукам!».
«Немец» – житейская история, наполненная юмором с легкой грустинкой. Иногда, чтобы мы проснулись, перестали хандрить и ощутили вкус жизни, нас необходимо хорошо встряхнуть. Такая встряска происходит в самой обычной семье, куда по обмену приезжает немецкий подросток на целую неделю. Сам немец по имени Пиус неожиданно для себя попадает в «котел с неприятностями», где варится необычная и непонятная для представителя другой культуры жизнь средней российской семьи, к тому же состоящей из одних женщин. На происходящее мы смотрим глазами Женьки, девочки-подростка, самой младшей представительницы этой семьи.
В спектакле музыка и драма органично вплетены друг в друга. Тексты неожиданно превращаются в арии и музыкальные партии, драматические актеры начинают петь, а музыканты – говорить. Здесь музыка выступает в роли выразителя чувств, меняющихся впечатлений, страстей, бушующих внутри, но которые в жизни обычно не имеют выхода наружу.
Для Павла Акимкина SounDrama очень близка, так как режиссер стоял у ее истоков и написал музыку к более чем 20 спектаклям в этом жанре. В своих актерских работах Павел Владимирович мастерски создает образы обычных людей. Его спокойная манера исполнения приглашает зрителя войти в настоящий внутренний мир обычного человека, проникнуть в глубину его переживаний. Как режиссер, он передает свое настроение актерам, позволяя им играть интереснее, свободнее, без агрессии и напора, свойственного многим молодым артистам. Мне кажется, благодаря его подходу так интересно раскрылась Сесег Хапсасова в роли Женьки. Характер роли здесь намного мягче, чем в спектаклях «Дело корнета О-ва» и «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», где актриса предстает перед зрителем в образе ярких, бескомпромиссных женщин. Тут мы видим совсем другое — неуверенную в себе девочку подростка, смущенную, смешную, трогательную в своих попытках доказать всему миру, что она ничуть не хуже своих сверстников.
Братья Рассомахины со свойственным им чувством юмора сыграли роль Иоановны, женькиной прабабушки. Ее ходунки периодически превращались в акробатический снаряд, на котором они исполняли невообразимые цирковые трюки. Вторая их роль в спектакле – хулиган, преследовавший Женьку и неожиданно получивший отпор от приезжего немца. Поскольку братья вдобавок к своим талантам похожи друг на друга как две капли воды, такое двойное исполнение дало возможность испуганному нашкодившему мальчишке в прямом смысле заглянуть в глаза самому себе, а прабабушке Иоановне позволило появляться практически одновременно в разных уголках квартиры, там, где ее совсем не ждут.
Роль отца немецкого мальчика сыграл Александр Занин. Удивительная харизма этого актера делает его персонажей незабываемыми. Также к образу немца, ставшему в спектакле собирательным, добавили остроты характерные усики, пистолет, оказавшийся зажигалкой, хард-рок, сопровождающий его выход на сцену.
Сценограф Максим Обрезков создал на сцене взбудораженный мир семьи, которая ожидает приезда важного гостя. Герои много перемещаются по сцене, таская за собой шкафы с потайными дверцами. То там, то сям из шкафов выскакивают знакомые персонажи, а обстановка приобретает все новые неожиданные конфигурации. Эта суета проявляет состояние героев, чувство внутренней неустойчивости, жизни как на вулкане.
Музыка в спектакле подобрана с большим вкусом и юмором. Переживания героев очень точно передают советские песни в стиле «Нам песня строить и жить помогает», а также тревожные мотивы из фильма «17 мгновений весны». Настоящая находка — сцена встречи Штирлица с женой, сопровождающая молчаливую прогулку Женьки и Пиуса.
Спектакль оставил очень теплое чувство. Герои стали близкими, почти родными. Приезд гостя из цивилизованной Европы для Женьки и ее семьи произвел эффект легкого землетрясения, что оказалось очень полезным для всех. Наши герои встрепенулись, Женька почувствовала в себе больше уверенности, мама написала новый роман, семья как-то сблизилась и появилась надежда на хорошее продолжение их истории. А ведь это так важно, чтобы у истории было продолжение! Пожелаем спектаклю успешной судьбы!
Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Соколе.