04.07.2021 19:16

«Город на память». 664. Елисеевский гастроном и Музей Николая Островского

4 июля 2021 года
Фотопроект «Город на память». 664. Елисеевский гастроном и Музей Николая Островского

Особняк по современному адресу Тверская, 14 был построен в конце 1780-х годов для Екатерины Козицкой, дочери уральского горнопромышленника Ивана Мясникова и жены статс-секретаря императрицы Екатерины Великой Григория Козицкого. В разные эпохи дом был связан с именами светской дамы Зинаиды Волконской, купца Григория Елисеева, литератора Николая Островского.

В наследство от отца Екатерина Козицкая получила Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Архангельский медные заводы, которыми вполне успешно управляла, а также владела 19 000 крепостных крестьян, входивших в свадебное приданое. Впрочем, на момент постройки дома она уже была вдовой — после отставки с государственной службы супруг впал меланхолию и свёл счёты с жизнью.

Проект особняка на Тверской был поручен архитектору Матвею Казакову, который создал гармоничное здание в стиле классицизма с шестиколонным портиком. А внутренние интерьеры поражали современников роскошной отделкой. Фамилия домовладельцев увековечена в московской топонимике — между Тверской и Большой Дмитровкой проходит Козицкий переулок.

Вскоре дочь Козицких Анна вышла замуж за дипломата Александра Белосельского-Белозерского и особняк достался им в качестве приданого. Невеста была значительно моложе жениха, у которого уже были дети от первого брака. Одна из дочерей князя Белосельского-Белозерского, Зинаида, обладала сценическим, музыкальным и литературным талантами, в совершенстве владела французским, итальянским, английским языками, изучала историю, этнографию и археологию России, вместе с мужем Никитой Волконским сопровождала императора Александра I в заграничных поездках, а в 1824 году обосновалась в Москве.

С появлением Зинаиды Волконской дом на Тверской превратился в храм искусств: его залы украшали живописные полотна из отцовской коллекции, стены были расписаны фресками в стиле различных эпох, на литературно-музыкальные вечера собиралась вся светская Москва. В салон Волконской захаживали Александр Пушкин и Василий Жуковский, Пётр Вяземский и Фёдор Тютчев, Денис Давыдов и Александр Одоевский, Иван Тургенев и Александр Алябьев. Поэт Пётр Вяземский назвал салон «волшебным замком музыкальной феи», а Пушкин именовал Волконскую «царицей муз и красоты». В связи с последующими перестройками здания интерьеры и планировка XIX века оказались утрачены, но уголок литературного салона реконструирован в наши дни и является частью Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А.Островского.

В конце XIX века особняком поочерёдно владели купцы Самуил Малкиель, Носовы, Ланины, Морозовы, а в 1898 году дом приобрёл петербургский миллионер Григорий Елисеев, собравшийся открыть здесь свой продуктовый магазин. Ещё в 1874 году дом перестраивал Август Вебер, полностью изменивший фасад по новой архитектурной моде, а над проектом размещения елисеевского магазина работал архитектор Гавриил Барановский совместно с коллегами Владимиром Воейковым и Марианом Перетятковичем.

Смотрите старые фотографии. Магазин Г.Елисеева с погребами русских и иностранных вин. 1905-1913 гг.: https://pastvu.com/p/14235

В ходе масштабной реконструкции комнаты первого и второго этажей были перепланированы в торговые залы и служебные помещения, утрачена историческая парадная мраморная лестница, арка въезда во двор стала главным входом в гастроном. На протяжении трёх лет фасады скрывались за строительными лесами, подогревая интерес москвичей к происходящим переменам. И вот 23 января 1901 года в присутствии городского начальства и духовенства при огромном стечении любопытствующих горожан магазин был торжественно открыт. Перед глазами собравшихся предстали роскошные интерьеры торговых залов, выполненные в стиле необарокко с массивными фигурными колоннами, арками, хрустальными люстрами.

Гастрономический и колониальный отделы. 1910-1913 гг.: https://pastvu.com/p/47978

Подвал винного отделения. 1910-1913 гг.: https://pastvu.com/p/39708

Разборка фруктов в подвале. 1910-1913 гг.: https://pastvu.com/p/47985

Контора магазина. 1910-1913 гг.: https://pastvu.com/p/47983

Купеческая династия Елисеевых сколотила состояние на оптовой торговле колониальными товарами — фруктами, вином, чаем, кофе, оливковым маслом, сыром, так что неудивительно, что фруктовый и винный отделы были самыми большими отделами гастронома. В ассортимент магазина входила и собственная продукция — в подсобных помещениях разместились пекарня, кондитерский и колбасный цеха. При магазине находились контора и кабинет управляющего, столовая для сотрудников, а третий этаж сдавался Московскому коммерческому суду.

Гастрономическое изобилие радовало состоятельных покупателей вплоть до Октябрьской революции, после которой товары исчезли с прилавков, а в Москве была введена карточная система распределения продуктов первой необходимости. В 1921 году в период Новой экономической политики над магазином появилась вывеска «Гастроном № 1» и бывший «Елисеевский» постепенно стал превращаться в витрину социалистической торговли.

Гастроном № 1. 1924 год: https://pastvu.com/p/835606

Улица Горького, 40 во время расширения проезжей части. 1939 год: https://pastvu.com/p/731534

В советское время гастроном отличался широким ассортиментом продуктов, за которыми к кассам выстраивались длинные очереди, а дефицитные деликатесы распределялись среди партийной номенклатуры. В брежневские годы руководство магазина не избежало соблазна торговать икрой и бужениной со служебного входа, но с приходом к власти в СССР Юрия Андропова началась борьба с коррупцией и в 1984 году в рамках уголовного «Елисеевского дела» директор Юрия Соколов за хищения и взяточничество был приговорён к смертной казни, а руководители отделов гастронома получили длительные тюремные сроки.

Гастроном № 1. 1959 год: https://pastvu.com/p/881436

«Елисеевский» гастроном. 1997 год: https://pastvu.com/p/1351578

После распада Советского Союза завершилась эпоха плановой экономики, «Гастроном № 1» был приватизирован, не раз менял собственников, но гастрономический бутик как бизнес-модель не оправдал ожиданий, выручка оставалось низкой и в 1999-2002 годах озвучивались планы перепрофилирования магазина и даже сноса здания под коммерческую застройку. В 2003 году инвестиционный контракт с Правительством Москвы позволил реставрировать фасады и по старым чертежам частично восстановить интерьеры магазина времён Григория Елисеева. Гастроном лишился почти всех прилавков с продавцами и стал работать как универсам самообслуживания. Однако в связи с неясным статусом собственности и непродлением нового договора в апреле 2021 года «Елисеевский» закрылся на неопределённый срок.

В последние дни перед закрытием опустевшие прилавки торговых залов выглядели примерно как в ноябре 1917 года.

После Октябрьской революции потрясение испытал не только владелец гастронома Елисеев, но и другие обитатели дома на Тверской — новая власть выселила прежних квартирантов, распределив освободившиеся квартиры среди нуждающихся в жилплощади трудящихся людей — пролетариев и советской интеллигенции. В 1935 году две комнаты были предоставлены писателю Николаю Островскому — автору романа «Как закалялась сталь».

Будущий литератор родился в 1904 году в Волынской губернии в обеспеченной семье, проявил незаурядные способности и в девять лет окончил церковно-приходскую школу с похвальным листом. Поступив в училище, юный Островский работал то на ресторанной кухне, то помощником кочегара, сблизился с большевиками и после революции вступил в комсомол. О его участии в Гражданской войне и боевых ранениях свидетельствуют сослуживцы и письма самого Островского, а документы о службе юного кавалериста в Красной армии оказались уничтожены во время партийной чистки конца 1920-х годов. Во время работ на лесосплаве на Днепре Николай Островский простудился и тяжёлое заболевание суставов превратило молодого человека в инвалида. Лечение в южных санаториях, мучительные операции и процедуры не помогали, а ещё одной трагедией стала быстро прогрессирующая слепота.

Прикованный к постели Островский нашёл себя в литературном творчестве, успев написать два романа, ставших классикой социалистического реализма — «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей», в которых описана героика Гражданской войны и трудовых будней комсомольцев. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой»,- говорил автор. Свой главный роман «Как закалялась сталь» потерявший зрение Островский начал писать в 1930 году, пользуясь трафаретом и надиктовывая текст будущей книги добровольным секретарям. Спустя два года роман о Павле Корчагине начал публиковать журнал «Молодая гвардия», а вскоре первая книга Островского вышла отдельным изданием.

Всесоюзное признание пришло в 1935 году после публикации статьи «Мужество» в газете «Правда» — журналист Михаил Кольцов рассказал читателям о подвиге незрячего литератора. Николай Островский был награждён орденом Ленина, получил квартиру на улице Горького (Тверской) в Москве и дачу в Сочи. Писатель продолжал работу над новой редакцией романа «Рождённые бурей», окна его кабинета были занавешены плотными шторами, абажур накрывался красной материей, чтобы свет не беспокоил больные глаза. В квартире установили радиоприёмник и телефон, комфортная температура воздуха поддерживалась электропечами.

Островского окружала забота и внимание близких, рядом всегда была его жена Раиса, приезжали мать, сестра и старший брат. Здесь Островский принимал гостей, читателей, иностранных журналистов, у его постели на выездном заседании президиума Союза писателей обсуждалась первая часть «Рождённых бурей». Ещё при жизни автора роман «Как закалялась сталь» вышел в Японии и Чехословакии, готовились издания в США, Англии, Франции, Голландии, позднее книга была переведена на 75 языков мира. Впрочем, в угоду политической конъюнктуре последующие советские издания подвергались многочисленным цензурным правкам. Тем временем врачи ничем не могли помочь неизлечимому больному и в декабре 1936 года Николая Островского не стало.

Основной зал музея Николая Островского. 1967-1969 гг.: https://pastvu.com/p/363040

Комната Николая Островского. 1967-1969 гг.: https://pastvu.com/p/363043

В 1940 году квартира на улице Горького, 40 стала мемориальным музеем писателя — в двух комнатах сохраняется подлинная обстановка, полки книжных шкафов в холле заполняют издания романов на разных языках. В 1992 году музей переименовали в «Государственный музей-гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А.Островского», а в наши дни произошло его слияние с Центром социокультурных программ «Интеграция» https://integratsia.com/. Это место общения людей с инвалидностью, площадка для инклюзивных практик, выставок и концертов.

Благодарю за содействие в подготовке сюжета сотрудников Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А.Островского.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: московские музеи, Елисеевский гастроном.

Другие публикации

19.05.2021 в 22:49

«Город на память». 655. Музей военной формы


История сохранения образцов военной формы берёт начало в XVIII веке, когда император Пётр I распорядился создать «Магазин образцов» армейской экипировки.

16.04.2021 в 00:18

Музей Чайковского решился на творческий эксперимент


Современные художники готовы разбить все известные стереотипы и превратить исполнение классических произведений в перформанс.

14.04.2021 в 11:00

«Город на память». 644. Большая Ордынка и Музей морского флота


Сейчас, во время реставрации здания усадьбы, музей работает в формате обзорной выставки, раскрывающей яркие страницы истории морского и речного транспорта.

06.02.2021 в 13:54

«Мы плывем за временем вдогонку…»


После карантинной паузы вновь открыл двери Музей морского флота на Большой Ордынке.

15.01.2019 в 00:59

«Город на память». 425. Тверская улица и квартира Солженицына


Квартиры в престижных сталинках на улице Горького получали граждане непростые, на фасадах зданий можно увидеть десятки мемориальных досок в память об известных людях.

27.12.2018 в 15:48

«Город на память». 398. Маросейка и Музей военной формы одежды


Значительная часть Маросейки и по сей день сохраняет застройку первой половины XIX века.

25.12.2018 в 23:08

«Город на память». 380. Пречистенская пожарная часть


Казалось бы, мирное время, нет войны, но каждый день в городе происходят чрезвычайные происшествия, каждый день горожанам нужна помощь пожарных и спасателей.

23.12.2018 в 21:11

«Город на память». 368. Кузьминки музейно-экологические


В кабинете можно познакомиться с владельцем усадьбы Кузьминки, в бальной зале узнать, как проходили маскарады, в столовой открыть секреты приготовления старинных блюд.

16.12.2018 в 23:17

«Город на память». 313. Музей Революции. Великая эпоха


«Миссия Музея - популяризация исторического наследия современной России, формирование патриотической гражданской позиции, воспитание гордости и ответственности».

16.12.2018 в 16:16

«Город на память». 312. Музей Революции. 1917 год


Главной задачей музея поначалу было отражение истории революционно-освободительного движения в России, начиная с XVII века, революций 1905 и 1917 годов.

09.12.2018 в 10:24

«Город на память». 245. Депо Подмосковная


Станция Подмосковная и окрестная инфраструктура построены в 1901 году как часть Московско-Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД).

01.12.2018 в 21:51

«Город на память». 202. Музей истории ГУЛАГа


Войдя во дворик, посетители сразу попадали в лагерную зону с караульной вышкой, по бокам - ограждения с колючей проволокой, шаг влево, шаг вправо - считается побег.

27.07.2021 в 01:00

«Город на память». 667. МКАД. 4-10 км. Новокосино — Жулебино


Сразу три линии Московского метрополитена - Таганско-Краснопресненская, Калининская и Некрасовская - пересекли МКАД на востоке.

22.07.2021 в 21:13

«Город на память». 666. МКАД, нулевой километр. Реутов


Московская кольцевая автомобильная дорога - это много асфальта, бетона, выхлопных газов и полное отсутствие эмпатии к пешеходам.

13.07.2021 в 22:51

Если хочешь быть здоров — прививайся!


В Гостином дворе открылся крупнейший в Европе прививочный центр от коронавирусной инфекции.