27 июля 2021 года
Фотопроект «Город на память». 667. МКАД. 4-10 км. Новокосино – Жулебино
Расположенный на внешней стороне МКАД город Реутов остаётся в областном подчинении, а вот жители бывшего дачного посёлка Новое Косино, деревни Жулебино и посёлка работников станции аэрации Некрасовка получили столичную прописку. Дорожные пробки на кольце и радиальных шоссе стали обычным явлением, но спешащих на работу из замкадья москвичей выручает метро. Сразу три линии – Таганско-Краснопресненская, Калининская и Некрасовская – пересекли МКАД на востоке.
За Реутовом путешествие по кольцу пойдёт быстрее – вдоль трассы на этом участке не так много примечательных мест. Со стороны Москвы здесь располагались Реутовские болота, ягодники и питомник совхоза имени 1 Мая, где выращивали декоративные деревья.
Смотрите старые фотографии: Питомник совхоза имени 1 Мая. 1959-1961 гг.: https://pastvu.com/p/744603
Реутовские болота. 1954 год: https://pastvu.com/p/692291
Овальный Новогиреевский пруд в ходе благоустройства трансформировался в прямоугольник и аккуратно вписался между МКАД и улицей Сталеваров.
На месте мелкооптового рынка «У кольца» оборудована автостоянка для большегрузных автомобилей.
За Носовихинской развязкой на 4 километре МКАД (Кетчерская улица – МКАД – Носовихинское шоссе) с внешней стороны кольца лежит район Новокосино.
Дачники облюбовали эти места в середине XIX века. Их красивые, но недолговечные загородные домики не выдержали испытания временем и уступили место типовым многоэтажкам. Считается, что это первый московский район, вырвавшийся за пределы МКАД, – самые первые новые дома в Новокосино построены на Городецкой и Суздальской улицах в 1987 году. Сейчас Новокосино является одним из самых густонаселённых районов Москвы.
В 2012 году в Новокосино пришло метро, открытие новой станции посетили Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Вдоль МКАД проходит участок Суздальской улицы, застроенный жилыми домами в период с 1990 по 1998 год.
Суздальская улица, 8Бс1 – храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших (2012)
Суздальский пруд в бассейне реки Нищенки
6 километр МКАД. Старостинская развязка (МКАД – улица Николая Старостина). Во время путешествия в окрестностях МКАД не встретилось ни бродячих собак, ни маргинальных персонажей, но следы жизнедеятельности последних обнаружились на Старостинской развязке – крышки канализационных люков здесь сданы на металлолом.
Грунтовая дорога, проходящая параллельно МКАД, ведёт к Чёрному и Белому озёрам.
В 1943 году у берега замёрзшего Чёрного озера во время учебного выезда затонул огнемётный танк ОТ-34, экипаж успел спастись, а боевая машина пролежала на дне ещё полвека. После подъёма из воды танк был восстановлен в качестве музейного экспоната.
Подъём танка из Чёрного озера. 1999 год: https://pastvu.com/p/75940
7 километр МКАД. Новоухтомская развязка (улица Молдагуловой – МКАД – Новоухтомское шоссе)
В 1960 году МКАД ещё не МКАД, а восточное полукольцо: https://pastvu.com/p/857324
Со времён появления на дорогах автомобилей книгоиздатели радуют детвору познавательными книжками с картинками, на которых представлено многообразие транспортного мира. На МКАД картинки оживают и за десять минут мимо неспешно продефилирует весь спектр коммерческого грузового транспорта.
8 километр МКАД. Косинская развязка (Косинское шоссе – МКАД – Косинское шоссе)
Что искала, то нашла
В небо лестница ушла
Мы смотрели на восток
Мир лежал у наших ног.
Александр Васильев, рок-группа «Сплин»
Здесь трасса прошла через торфяники, где добывали торф, использовавшийся в энергетике как топливо, в сельском хозяйстве как удобрение, в химической промышленности как сырьё.
Вскоре после завершения строительства МКАД на некоторые участки кольца вывели автобусные маршруты, связавшие соседние районы города.
Автобусная остановка Косино. 1962-1963 гг.: https://pastvu.com/p/542881 Оригинальный дизайн остановок был разработан специально для МКАД коллективом архитекторов мастерской № 18 Моспроекта под руководством Бориса Виленского и Романа Топуридзе. На схеме маршрутов городского транспорта 1964 года обозначены шесть участков, но через Косино ни один не проходил. Возможно, на старом фото изображена остановка какого-то радиального областного маршрута.
Автобусное движение по МКАД в 1964 году:
Маршрут 35 – Верхние поля – МКАД – Капотня
Маршрут 37 – Калужское шоссе – МКАД – Каширское шоссе
Маршрут 79 – Новорязанское шоссе – МКАД – Капотня
Маршрут 95 – Каширское шоссе – МКАД – Капотня
Маршрут 136 – Ярославское шоссе – МКАД – Дмитровское шоссе
Маршрут 137 – Волоколамское шоссе – МКАД – Строгино
В наши дни практически всю кольцевую можно объехать на общественном транспорте, пересаживаясь из московского автобуса в областной, из коммерческой маршрутки в бесплатный трансфер до торговых центров.
Под эстакадой МКАД проходят пути Рязанского направления Московской железной дороги, к 2022 году участок Крюково-Раменское войдёт в проект МЦД и станет третьим маршрутом сквозного пригородного железнодорожного сообщения через Москву.
Железнодорожная платформа Косино открылась в 1894 году для жителей дачного посёлка.
8 километр МКАД. Лермонтовская развязка (Рязанский проспект – МКАД – Лермонтовский проспект)
На Лермонтовском проспекте сохранилась водоразборная колонка бывшей деревни Жулебино.
На Рязанском проспекте вблизи МКАД в 1966 году открылось электродепо «Выхино», обслуживающее Таганско-Краснопресненскую линию Московского метрополитена. Почти полвека здесь эксплуатировались вагоны типа Еж и Ем, лишь в 2018 году заменённые на поезда «Москва».
Фиолетовое щупальце метрополитена в 2015 году протянулось за МКАД к новым станциям «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники».
Вестибюль станции «Жулебино»
Вестибюль станции «Косино». Некрасовскую линию обслуживает новое электродепо «Руднёво».
Вестибюль станции «Некрасовка» с видом на церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Для строительства розовой Некрасовской ветки метро от «Авиамоторной» до «Некрасовки» применялся тоннелепроходческий щит диаметром 10.8 метра от немецкой фирмы Herrenknecht AG. Его ротор – самая тяжёлая часть щита – весит 156 тонн. Такие комплексы нужны для возведения двухпутных тоннелей большого диаметра, что позволяет строить станции с двумя боковыми платформами. На Привольной улице в Жулебино установлена инсталляция, посвящённая запуску уникальной машины.
Пешеходный мост «9 км МКАД» – типовое капитальное сооружение 1998 года, сменившее грязный и неосвещённый подземный переход. Подобные строения внушительных размеров предоставляют скейтерам место для тренировок и жильё бездомным. Живые охранники-чоповцы заменены видеокамерами, вместо разбитых стёкол вставлен антивандальный плексиглас, предусмотренные проектом лифты не работают.
Когда-то здесь были карьеры, крутые склоны которых использовались мотоциклистами ДОСААФ для тренировок и соревнований. Сейчас карьеры засыпаны. Мотокросс. 1991 год: https://pastvu.com/p/1379968
В 1932 году на окраине Люберец на Ухтомском аэродроме была создана истребительная авиабригада, ставшая кузницей лётных кадров советских Военно-воздушных сил. Пилоты прошли боевое крещение на Дальнем Востоке, в небе Испании, участвовали в советско-финской войне, а с началом Великой Отечественной прикрывали Москву от авианалётов Люфтваффе. За всю историю Ухтомского аэродрома на нём базировалось несколько истребительных, штурмовых и военно-транспортных авиаполков, воздушно-десантный корпус, а в 1960-е годы здесь обосновались вертолётчики опытных конструкторских бюро Н.Камова и М.Миля.
Бомбардировщики Дуглас и Пе-2 на Ухтомском аэродроме. 1944 год: https://pastvu.com/p/413085
Опытный винтокрыл Ка-22. 1959 год: https://pastvu.com/p/300746
Жулебинский бульвар. Памятник лётчикам – защитникам Москвы
Улица Авиаконструктора Миля. Бюст Михаила Миля и вертолёт Ми-2
Шоссейная улица. Самолёт МиГ-29
В девяностые годы была согласована передача территории аэродрома под городское строительство и на месте лётных ангаров выросли жилые многоэтажки района Жулебино. Нынешние Привольная улица, Жулебинский бульвар, улица Авиаконструктора Миля, улица Генерала Кузнецова появились на землях, которые в советское время занимал Ухтомский аэродром.
Саранская улица. Строящийся храм Сретения Господня
Ретроавтомобили «Москвич» производства МЗМА и Иж
Непроточный Привольный пруд создан искусственно для забора воды при пожарах. Купаться в пруду-отстойнике, куда стекают сточные воды ливневой канализации Жулебино, категорически не рекомендуется, хотя рыба здесь водится.
Жулебинский лесопарк площадью 112 гектаров является особо охраняемой природной территорией.
Со стороны Москвы с кольцевой дорогой граничит другой лесной массив – Кузьминский лесопарк.
10 километр МКАД. Новорязанская развязка (Волгоградский проспект – МКАД – Новорязанское шоссе)
Вертолёт ГАИ над Новорязанской развязкой. 1971 год: https://pastvu.com/p/499722
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, МКАД.