14 августа 2021 года
Фотопроект «Город на память». 673. МКАД. 24-33 км. VEGAS – Битца
На 24-м километре МКАД плантации социалистического Совхоза имени Ленина плавно переходят в буржуазный коммерческий рай VEGAS, подтверждая правоту слов немецкого философа Георга Гегеля: «Всё конечное переходит в свою противоположность». Торгово-развлекательный комплекс открылся в 2010 году на бывших совхозных землях и стал первым проектом «Крокус Групп» c концепцией тематического шопинг-молла (по-русски – торговые ряды).
Владельцем 100% акций группы компаний и её президентом является Араз Агаларов, в 1988 году начавший предпринимательскую деятельность с кооператива по изготовлению матрешёк, вскоре переключившийся на импорт компьютеров и со временем ставший одним из успешных коммерсантов в сфере торгового и выставочного бизнеса.
В ТРК VEGAS на пересечении МКАД и Каширского шоссе разместились магазины более 300 брендов, развлекательная составляющая представлена парком аттракционов, колесом обозрения, ледовым катком, картингом и зоопарком. Здесь проходят концерты и презентации, на Аллее Славы свои автографы оставили такие знаменитости, как Роберт де Ниро, Элтон Джон, Антонио Бандерас, Милла Йовович, Дональд Трамп и другие.
Испанский киноактёр и режиссёр Антонио Бандерас
В рамках Дней Индонезии фотограф Сергей Ковальчук поделился своими впечатлениями о путешествиях по Юго-Восточной Азии.
Американская певица в стиле диско Глория Гейнор, известная своими хитами «I Will Survive» и «Never Can Say Goodbye»
Хип-хоп-исполнитель Тимати открыл свой магазин в VEGAS
С колеса обозрения открывается панорама клубничных плантаций Совхоза имени Ленина и стоящей в пробках кольцевой автодороги.
VEGAS стал цивилизованной заменой китайскому контейнерному вещевому рынку «Эмерал», до 2010 года располагавшегося с внутренней стороны МКАД. Посетивший рынок Сергей Собянин сравнил его с «самыми бедными провинциями в Индии», после чего «черкизон на Каширке» быстро прекратил существование.
На 27-м километре МКАД проходит по границе района Бирюлёво, здесь расположена Липецкая развязка (Липецкая улица – МКАД – трасса М4 «Дон»), сооружённая не как все остальные к 1960 году, а гораздо позднее.
Смотрите старые фотографии. Строительство Липецкой развязки. 1998 год: https://pastvu.com/p/969543
На бирюлёвской окраине в микрорайоне Загорье у подножия новостроек сохранились несколько жилых двухэтажек 1950-1964 годов постройки. Очевидно, что это уходящая натура и скоро реновация займётся этим кварталом – некоторые дома уже расселены.
Жилые дома Загорья отделены от кольцевой дороги естественной лесополосой Герценского парка – бывшей усадьбы Загорье, обустроенной в XVIII веке помещиком Петром Курбатовым. Поместье меняло хозяев, а в 1830-1840 годах принадлежало княгине Марье Хованской, тётке известного публициста Александра Герцена. После Октябрьской революции жилые и служебные здания усадьбы перешли в пользование Экспериментальной базе плодово-ягодной станции, на основе которой в 1960 году был создан Научно-исследовательский зональный институт садоводства.
Все усадебные строения оказались утрачены и о старинном поместье напоминает лишь регулярный парк и рукотворный пруд с плотиной на речке Журавенке.
Водосброс бетонной плотины, сооружённой взамен плотины из камня.
Старая каменная плотина. 1950 год: https://pastvu.com/p/73016
Место слияния Никольского и Попова ручьев осталось на поверхности, а образовавшаяся здесь речка Журавенка пересекает МКАД в трубах коллектора.
Трафик на 28 километре. По данным Яндекс.Пробок обе стороны МКАД загружены примерно одинаково, а пробки то на внешней, то на внутренней стороне связаны с устаревшей системой «клеверных» развязок, дорожными работами и автомобильными авариями. Как раз на развязках автомобилисты чаще перестраиваются, что приводит к частым столкновениям. За последние годы в Москве реконструировано 14 устаревших развязок, вместо которых построены современные направленные съезды – эстакады и тоннели эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков.
МКАД в районе Загорья. 1963 год: https://pastvu.com/p/923900
Госавтоинспекция на МКАД. 1984-1991 гг.: https://pastvu.com/p/1075315
32-й км. Реконструкция построенного в 1960 году путепровода над Курским направлением Московской железной дороги.
32-й км. Расширение МКАД. 1995 год: https://pastvu.com/p/1023737
Остановочный пункт Битца принял первых пассажиров в 1908 году, а в наши дни к открытию МЦД-2 платформа Битца получила статус станции.
Торгово-развлекательный центр «Шёлковый путь» (2013, первое название «Лужайка»), в чреве которого среди магазинов затерялся автовокзал «Битца».
В отсутствие хоть каких-то явных достопримечательностей остаётся заняться автомобильным споттингом – полюбоваться мощными грузовиками различного назначения.
Грузовые автомобили на МКАД. 1975-1983 гг.: https://pastvu.com/p/563974
В 1980 году на пересечении МКАД и Варшавского шоссе открылся мотель «Солнечный», располагающий, помимо капитальной гостиницы, кемпингом из 36 домиков на 240 мест и площадкой для стоянки ротелей – спальных автобусов и прицепов.
Мотель «Солнечный». 1980-1982 гг.: https://pastvu.com/p/165218
Строился комплекс в канун Летних Олимпийских игр в ожидании избалованных западным сервисом зарубежных гостей. А зажиточных москвичей «Солнечный» привлекал престижным рестораном, который, в отличие от других заведений общепита, работал круглосуточно. В наши дни гостиница вроде бы продолжает работать под названием «РусОтель», но она прячется в лабиринте строительных заборов, складов и заброшек, а на месте кемпинга открылся сетевой гипермаркет товаров для дома.
Ещё один мотель попроще работал по соседству с начала 1960-х годов, сейчас в этом здании располагается рынок стройматериалов «Каширский двор-3».
В СССР автомобильный туризм приветствовался и пропагандировался важнейшим из искусств – можно вспомнить кинофильм «К Чёрному морю» (1957) с Анатолием Кузнецовым и Изольдой Извицкой в главных ролях или классику курортной комедии «Три плюс два» (1963) с Мироновым, Жариковым, Фатеевой, Кустинской. Вот только отдыхали путешественники преимущественно «дикарями» и мотель на Варшавке, вероятно, был одной из первых попыток сделать ночлег автотуристов комфортным.
Мотель. 1963 год: https://pastvu.com/p/806358
Варшавское шоссе, 170 – центр технического обслуживания автомобилей «Жигули» (1977, архитектор Леонид Павлов). Проектирование здания началось в 1968 году одновременно с началом строительства автомобильного завода в Тольятти, для Павлова даже был организован тур по странам Западной Европы, чтобы архитектор мог ознакомиться с практикой возведения аналогичных объектов. В результате в Москве появился автотехцентр с передовыми технологиями в оригинальном здании в стиле советского модернизма – в треугольной высотной части располагались демонстрационные залы, а в стилобате – ремонтные цеха.
Станция технического обслуживания ВАЗ. 1974-1975 гг.: https://pastvu.com/p/85953
Станция технического обслуживания ВАЗ. 1976-1978 гг.: https://pastvu.com/p/1292477
Лет десять-пятнадцать «Треугольник» оставался культовым местом для владельцев продукции Волжского автозавода, а потом Москву затопил поток иномарок и фирменный жигулёвский техцентр потерял актуальность – в нём расположились автосалоны и склады. Сейчас среди сотни припаркованных возле техцентра автомобилей не замечено ни одного «Жигуля». Не исключено, что ещё одно здание периода советского модернизма пойдёт под снос.
Станция нейтрализации предназначалась для первичной очистки отработанных смазочных материалов, которые использовались при обслуживании автомобилей в ремонтных цехах. Мозаичное панно на фасадах в 1978 году выполнила художница Габриель Белоярцева-Вайсберг. Архитектор Леонид Павлов планировал также украсить въездной пандус огромным панно на тему истории транспорта, но этот масштабный замысел не был реализован.
Несколько невзрачных двухэтажек построены в 1973 году из панелей пятиэтажек серии К-7 для штаба строительства автотехцентра и рабочих бытовок. Позднее в них размещались столовая, ГАИ, офисы и склады арендаторов.
Первая организованная перехватывающая парковка в Москве была открыта в 2012 году и рассчитана на 1100 машиномест, но практически не использовалась, так как из области заехать на неё оказалось затруднительно. В августе 2021 года на этой площадке намечаются какие-то строительные работы, затруднившие проход пешеходов от метро «Аннино» к автобусной остановке на МКАД.
Варшавское шоссе, 160 – временный деревянный храм Святого страстотерпца императора Николая II (2014)
Варшавское шоссе, 170А – комплекс построек Битцевской фетрово-обувной фабрики (1928, 1950, 1957, 1969), основанной в конце XIX века крестьянином Петром Капустиным в деревне Аннино. После революции национализированное предприятие вошло в систему Московского областного фетро-фильцевого треста и объёмы производства выросли в сто раз. Фабрика стала специализироваться на изготовлении валяной обуви, выпустив с 1950 по 2004 год свыше 26 000 000 пар валенок и получая награды за широкий ассортимент и поддержку русских народных традиций.
Сейчас производство выведено в город Калязин Тверской области на базу местной фабрики «Красный Октябрь», а магазин «Русские валенки» продолжает работать.
На фабричном дворе находился ныне демонтированный мемориал воинам-землякам, павшим в Великой Отечественной войне.
Возле техцентра расположена остановка «Симферопольское шоссе» автобуса № 37. Его маршрут связывает станции метро «Красногвардейская» и «Тёплый стан», причём значительная часть маршрута пролегает по кольцевой автодороге.
Автобусная остановка «Симферопольское шоссе» выполнена в стильном дизайне, разработанном специально для МКАД. 1961-1964 гг.: https://pastvu.com/p/559365
Надземные пешеходные мосты возле автобусных остановок на МКАД построены по типовому проекту в 1996 году.
Продолжение следует…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: МКАД.