18 августа 2021 года
Фотопроект «Город на память». 674. МКАД. 34-37 км. Бутово
На въезде в столицу на Варшавско-Симферопольской развязке МКАД в 1972 году были установлены гигантские буквы – МОСКВА. На старых фотографиях видно, что конструкция располагалась на холме непосредственно возле трассы, а в ходе реконструкции кольцевой дороги переместилась вглубь пустыря. Несколько лет назад буквы вывозились на завод «Мегаполис» для ремонта – в цехах стальные листы загрунтовали и покрыли цинкосодержащей краской для защиты от коррозии.
Смотрите старые фотографии. МКАД у Варшавского шоссе. 1972 год: https://pastvu.com/p/856813
Длина конструкции составляет 48 метров, высота букв – 5,5 метра, общий вес 48 тонн.
Кстати, именно здесь завершался первый участок строительства МКАД – 22 ноября 1960 года открылось автомобильное движение по 48-километровой дуге от Ярославского до Симферопольского шоссе.
В 1828 году император Николай I подписал указ о строительстве капитальной дороги на древнем Крымском тракте для обеспечения надёжной транспортной связи с Крымом и военно-морской базой в Севастополе. Спустя три десятка лет шоссе было введено в эксплуатацию и по нему стали курсировать пассажирские дилижансы, а вдоль трассы от Москвы до Кременчуга выстроились столбы телеграфной линии. По свидетельствам историков, участок дороги возле Москвы был разрушен в начале Великой Отечественной войны, надо полагать, чтобы затруднить возможное наступление немецко-фашистских войск на этом направлении. Но уже к 1949 году на шоссе Москва – Севастополь – Ялта завершилась масштабная реконструкция, в ходе которой на всём протяжении трассы появилось асфальтобетонное покрытие, а деревянные мосты заменены железобетонными.
Транспортная развязка магистрали Москва-Симферополь. 1983-1984 гг.: https://pastvu.com/p/46135
В 1980-е годы осуществлялось строительство скоростного дублёра шоссе, первый участок которого от Подольска до Москвы был сдан к началу Олимпиады-80. Сейчас эта федеральная автомобильная дорога носит обозначение М-2 «Крым».
МКАД. Варшавско-Симферопольская развязка (Варшавское шоссе – МКАД – М-2 «Крым»)
Факелоносец с Олимпийским огнём. 1980 год: https://pastvu.com/p/256634 На лепестках Варшавской развязки МКАД прошёл первый этап эстафеты Олимпийского огня в черте Москвы. Огонь, по традиции зажжённый в греческой Олимпии, за месяц преодолел 5000 километров по территории Греции, Болгарии, Румынии, пересёк границу СССР в молдавских Леушенах, 17 июля переночевал в Подольске, а 18 июля за день до открытия Игр прибыл в столицу Олимпиады-80.
В Подольске до сих пор сохраняется стела на трассе олимпийской эстафеты.
Эстафета Олимпийского огня на 35-м километре МКАД. 1980 год: https://pastvu.com/p/590949
Первый раз советские граждане заглянули за «железный занавес» в 1957 году, когда гости из разных стран мира собрались в Москве на Фестивале молодёжи и студентов. В канун Олимпиады-80 организаторы Игр готовились так же радушно встретить и спортсменов, и болельщиков, однако политика вторглась в мир спорта и ведущие капиталистические страны объявили бойкот Играм в Москве под предлогом протеста против военного вмешательства СССР в дела Афганистана.
В Москву приехали атлеты из 80 стран (для сравнения, на предыдущей монреальской Олимпиаде 1976 года были представлены 92 государства, а в Лос-Анджелесе в 1984 году – 140). Конечно, бойкот нанёс ущерб зрелищности соревнований и туристическому бизнесу, на который и были нацелены санкции. Несмотря на козни западных политиканов, Олимпиада-80 была проведена на самом высоком уровне, на стадионах обновлялись олимпийские и мировые рекорды, а Москва получила новые спорткомплексы и бассейны, гостиницы и дороги. Кроме того, в СССР появились новые товары и производственные технологии, Олимпиада стала стимулом для партнёрского сотрудничества с крупными брендами, такими как Мерседес-Бенц и Адидас.
Спустя четыре десятилетия артефакты эстафеты Олимпийского огня экспонируются в музеях, а москвичи с ностальгией вспоминают события своего детства.
От Битцы Московская кольцевая автодорога прокладывалась в окрестностях сёл и деревень Аннино, Михайловское, Качалово, Бутово через Битцевский лес и совхоз Знаменское в Ясенево, Малое и Большое Голубино, Тёплый стан. Тогда это были небольшие населённые пункты, застроенные деревянными домами.
В советское время окрестности МКАД внутри кольца превратились в «спальные районы», а в наши дни массовая застройка продолжается и за пределами кольцевой автодороги: в 1992 году в Бутово проживало 12 000 человек, а в 2021 году – свыше 300 000.
Район стал очень привлекателен для застройщиков с вводом в эксплуатацию Бутовской линии Московского метрополитена, первые станции которой построены на эстакаде (так называемое «лёгкое метро»), а участок от «Улицы Старокачаловской» до станции «Битцевский парк» проходит под землёй.
Часть подземного участка прокладывали открытым способом. 2000 год: https://pastvu.com/p/51196
На станции «Бульвар Дмитрия Донского»
Станция «Старокачаловская»
Станция «Бульвар Адмирала Ушакова»
Станция «Бунинская аллея» – конечная на Бутовской линии
Пожалуй, главная особенность Бутово – это соседство старого и нового, когда деревенская огородно-садовая жизнь продолжается на фоне новостроек.
Бюст адмирала Фёдора Ушакова
Южнобутовская улица, 6с1 – храм святого Праведного Воина Адмирала Феодора Ушакова (2018, архитекторы А.Надысев, В.Бойко) возведён по одному из типовых проектов программы строительства 200 храмов, но уникален оформлением куполов.
Стела на улице Кадырова
Старокачаловская улица, 8к1 – храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове (1904, архитектор Николай Благовещенский). Место, где стоит храм, освящено пятьсот лет назад, когда здесь построили деревянную церковь во имя «великомученицы Парасковеи, нареченныя Пятницы». Взамен уничтоженной во время польско-литовского нашествия церкви в 1694 году воздвигли каменный храм, который в ходе реконструкции в начале ХХ века стал значительно просторнее. В советское время здание храма использовалось для производственных нужд, пока совершенно не обветшало. В 1998 году возрождённый храм был освящён Святейшим Патриархом Алексием II.
Заброшенный храм Параскевы Пятницы. 1990 год: https://pastvu.com/p/8525
Выставка современного искусства на прудах в парке Южное Бутово
Художник-акционист Герман Виноградов в Бутово
История старинной усадьбы Знаменское-Садки с парком и прудами на реке Битце началась в XVII веке, когда деревней Садки владел князь Никита Урусов, построивший первый двухэтажный господский дом. В 1750 году поместье приобрела княжна Екатерина Трубецкая из знатного литовского рода потомков Рюриков. При Трубецких здесь была воздвигнута каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (и поселение стало называться Знаменским), построены главный дом с двумя флигелями, оранжереи, конный и скотный двор, разбит английский парк, обустроены пруды. Гости частенько приезжали в Знаменское на охоту и на танцевальные вечера, надолго задерживаясь у гостеприимных Трубецких. В 1787 году императрица Екатерина II оказала честь хозяевам, остановившись в усадьбе по пути в Коломенское. Здесь бывали поэты Пётр Вяземский, Дмитрий Веневитинов, Евгений Баратынский, а в 1822 году отпраздновали свадьбу Николай Толстой и Мария Волконская, будущие родители классика русской литературы Льва Толстого.
В 1865 году Трубецкие расстались с усадьбой, которая перешла к новым владельцам – сначала тайному советнику Ивану Шаблыкину, а затем публицисту Михаилу Каткову. На рубеже XIX-ХХ веков на плотине установили динамо-машину, вырабатывавшую электроэнергию для производства сукна из шерсти тонкорунных овец.
После Октябрьской революции в усадьбе разместился Техникум лекарственных растений Москпрофобра (Битцевский сельскохозяйственный техникум), готовивший агрономов, овощеводов и зоотехников, главный дом был передан Московскому центральному рабочему кооперативу, а в оранжерее поселились студенты техникума. В 1959 году на территории усадьбы расположился Научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии, который занимался изучением эпизоотий и эпидемий чумы, сибирской язвы, а затем Центральная лаборатория охраны природы Министерства сельского хозяйства СССР (ВНИИ охраны окружающей среды). Обветшавшая церковь была разобрана ещё в 1929 году, а остальные постройки в разной степени сохранности дожили до наших дней.
Церковь Знамения. 1920-1929 гг.: https://pastvu.com/p/406675
Главный дом усадьбы. 1964 год: https://pastvu.com/p/62118
Вход на территорию института – по пропускам.
Да, не все достопримечательности в Бутово доступны для посещения: на Варшавском шоссе в километре от МКАД находится непростое учреждение под названием Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). НИИ был основан в 1931 году при Академии сельхознаук и в 1937 году обосновался в Битце на территории ещё дореволюционного питомника лекарственных растений известного фармацевта Владимира Феррейна. Основные корпуса построены в 1948-1949 годы, сотрудники института исследуют здесь свойства лекарственных растений для создания медицинских препаратов.
Главный корпус ВИЛАР. 1956-1958 гг.: https://pastvu.com/p/469045
В Ботаническом саду ВИЛАР. 1952-1958 гг.: https://pastvu.com/p/469887
С 1951 года ВИЛАР располагает обширным ботаническим садом с редкими растениями – во времена Феррейнов там были плантации и дача хозяев с зимним садом. По воспоминаниям горожан, прежде вход в ботанический сад и к институтским корпусам был свободным, там даже люди жили в двухэтажных домах. В постсоветское время на прудах устроили платную рыбалку, а затем и вовсе закрыли проход. Структуры ВИЛАР занимаются и биомедицинскими исследованиями, в частности, поддержанием сохранности тела Владимира Ленина в Мавзолее.
Cтаробитцевская улица, 4 – снегосплавной пункт на очистных сооружениях реки Битцы
Станция метро «Лесопарковая» открылась в 2014 году практически на пустыре в 200 метрах от МКАД, а сейчас возле вестибюля станции энергично растут этажи новых домов.
Битцевский лес – второй по величине лесопарк Москвы, уступающий по размерам только Лосиному острову, и имеющий статус особо охраняемой природной территории. Еловый лес сменяется здесь сосновым бором, липовыми рощами и березняком. Среди 150 видов обитающих в Битцевском лесопарке животных и птиц есть виды, занесённые в Красную книгу. Курганные захоронения вятичей говорят археологам о том, что люди проживали на этих землях ещё в XII веке, а позднее в лесных угодьях возникли сельские поселения с усадьбами, из которых сохранились три: «Знаменское-Садки», «Ясенево», «Узкое». Лесной массив изрезан оврагами и грунтовыми просеками, оставшимися с усадебных времён, а ещё здесь проходила старая Серпуховская дорога – Ордынка, по которой возили дань в Золотую Орду.
С началом Великой Отечественной войны в Битцевском лесу организовали три линии обороны с окопами и железобетонными ДОТами, деревья вырубались для создания препятствий на местах возможных танковых прорывов противника. Позже лесной массив вошёл в состав Ленинского леспаркхоза и вырубленные участки восстановили за счёт высадки деревьев широколиственных пород. В 1980-е годы рассматривалась идея переноса Московского зоопарка с Красной Пресни в Битцевский лес (туда, где сейчас находится станция метро «Битцевский парк»), но экологи выступили против.
Станция метро «Битцевский парк»
Скульптурная композиция «Ноев Ковчег» (скульптор Леонид Берлин) появилась здесь довольно давно, потом исчезала на время строительных работ и вернулась в 2015 году. Предположительно, её первоначальная установка была связана с вероятным переездом Московского зоопарка.
В 2001-2006 годах лесопарк попал в криминальную хронику как место злодеяний серийного убийцы Александра Пичушкина, лишившего жизни 49 человек. В Центральном музее МВД России на Селезнёвской улице делу «Битцевского маньяка» посвящён отдельный стенд.
Продолжение следует…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: МКАД.