26.08.2021 01:02

«Город на память». 677. МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро

26 августа 2021 года
Фотопроект «Город на память». 677. МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро

К западу от Калужского тракта располагалась местность, в 1672 году упоминавшаяся в писцовой книге как деревня Говорово. После возведения храма Троицы Живоначальной деревня получила статус села и была переименована в Троицкое. Здесь совершала серийные убийства Салтычиха, черпал вдохновение поэт Тютчев, взлетали с военного аэродрома «сталинские соколы», в заводских цехах рабочие собирали рентгеновские аппараты, а совсем скоро через бывшую деревню пройдёт линия метро.

МКАД. 41 километр. Калужская развязка (Профсоюзная улица – МКАД – Калужское шоссе)

Строящийся храм святителя апостола Андрея Первозванного

На 41-м километре на внешней стороне МКАД сложился мощный торговый кластер: по одну сторону Калужского шоссе под крышей комплекса МЕГА расположены магазины известных брендов, а по другую – строительная ярмарка и контейнерный вещевой рынок «Славянский мир». Название звучит странно с учётом обстоятельства, что продавцами вещевого рынка преимущественно являются китайские товарищи и граждане бывшесоветских среднеазиатских республик. Правоохранители периодически проводят рейды по окрестностям рынка и собирают богатый улов нелегальных мигрантов. А соседняя строительная ярмарка выглядит масштабно и поражает разнообразием ассортимента.

Проектируемый проезд № 139 – административное здание строительной ярмарки

Троицкий лес назван по селу Троицкому на Беляевской пустоши. В 1920 году трест «Мосгортоп» построил 24-километровую узкоколейную железную дорогу Сосенки – Калужская застава для доставки дров в Москву. Вероятно, проработала узкоколейка недолго, но её выемки и насыпи в Троицком лесу отмечались на картах советского периода. Заросшая просека сохранилась здесь до сих пор.

Посёлок завода «Мосрентген», 1 – храм Троицы Живоначальной (1696) воздвигнут на средства думного дьяка Автонома Иванова, сподвижника Петра I, который и пожаловал ему деревню Говорово. В советское время храм был закрыт, здание приспособлено сначала под общежитие, а затем под лабораторию Института физики Земли АН СССР. Богослужения возобновились в 1993 году, тогда же начались работы по реставрации храма и восстановлению разрушенной колокольни.

Нижний пруд на реке Сосенке и закрытый храм Троицы Живоначальной. 1974 год: https://pastvu.com/p/415814

В середине XVIII века имением Троицкое владела рано овдовевшая богатая помещица Дарья Салтыкова, ставшая известной как Салтычиха или «Кровавая барыня». Лишившись мужа, она буквально сошла с ума и принялась мучить и жестоко убивать собственных крепостных крестьян. Серийная убийца обладала дворянским титулом и солидным состоянием, что позволяло откупаться от чиновников, приезжавших по крестьянским жалобам. За несколько лет Салтыкова изощрёнными способами умертвила больше сотни крепостных, преимущественно девушек.

В 1762 году вступившая на престол императрица Екатерина II узнала о кровавой драме в подмосковной усадьбе и потребовала провести беспристрастное следствие. В домах Салтычихи прошли обыски, Московская юстиц-коллегия выявила десятки подозрительных записей о смертях и подозреваемая была арестована. На суде помещице было предъявлено обвинение в пытках и убийствах 38 дворовых людей. Остальные эпизоды дела доказать не удалось, но и этого было достаточно, чтобы приговорить Дарью Салтыкову к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения.

Незадолго до ареста Салтычиха на почве ревности покушалась на жизнь соседского помещика, инженера-землемера Николая Тютчева, который имел неосторожность завести с ней любовную интрижку. После суда Тютчевы скупили выставленные на продажу салтыковские земли, на которых высадили липовый сад и обустроили каскад прудов.

Спустя полвека эти живописные места вдохновляли внука Николая Тютчева на поэтические откровения – начинающий литератор Фёдор Тютчев приезжал погостить в Троицкое. Возможно, подмосковные пейзажи навеяли поэту строки и про грозу в начале мая, и про дивную пору осени первоначальной, и про лес, околдованный чародейкою-зимою. Имя русского поэта вскоре будет увековечено в названии станции метрополитена Троицкой линии – «Тютчевская». А от усадебных времён сохранился лишь парк с прудами – господский дом и прочие строения оказались утрачены.

После Октябрьской революции в бывшей усадьбе организовали подсобное хозяйство «Теплый стан» с мастерскими, на базе которых в 1937 году был основан завод по производству медицинской техники и рентгеновских аппаратов. После войны завод был оснащён новейшим оборудованием, вывезенным по репарации из Германии, а для строительных работ привлекались пленные немцы. Предприятие не пережило экономический кризис девяностых и на его территории открылся технопарк, предоставляющий производственные площади арендаторам.

Завод «Мосрентген»

«Мосрентген» дал название рабочему посёлку, застроенному после войны двухэтажными домами, на месте которых уже успели вырасти многоэтажки. На фото: главная площадь посёлка с автобусным разворотным кругом.

Демонстрация в День Победы. 1969 год: https://pastvu.com/p/405657

Посёлок завода «Мосрентген», 11 – последний двухэтажный жилой дом барачного типа (1958)

Посёлок завода «Мосрентген», 41 – административное здание сельского поселения Мосрентген (2009)

Посёлок завода «Мосрентген», 17 – жилой дом (1972)

Улица Героя России Соломатина, 1 – жилой дом (1997)

С советских времён земли за Троицким лесопарком традиционно занимали военные – на аэродроме базировались самолеты 286-й истребительной авиационной дивизии под командованием Василия Сталина, в 1950-е здесь испытывались истребители Ла-9 и Ла-11, трофейный немецкий «Зибель-346», реактивные истребители МиГ-15. После вывода истребителей в Кубинку лётное поле освоили военные вертолётчики, а затем были расквартированы подразделения 27-й отдельной Гвардейской Севастопольской Краснознамённой мотострелковой бригады, сформированной в 1940 году под Харьковом как 535 стрелковый полк. За мужество и героизм личного состава в сражениях Великой Отечественной войны полк был удостоен звания гвардейского, а за освобождение города Севастополя полку присвоено почетное наименование Севастопольский. По соседству расположены корпуса и казармы Московского военно-музыкального училища.

На современном гербе посёлка изображён вооружённый мечами серебряный грифон, фигурировавший на дореволюционном гербе Севастополя.

Жанровые скульптуры установлены в посёлке и в зоне отдыха.

Грузовой автомобиль ГАЗ-53 серийно выпускался Горьковским автозаводом с 1961 по 1993 год. Двухрядными кабинами комплектовались пожарные и учебные машины, технички для ремонтных бригад.

Пора продолжать путешествие по МКАД, но что-то случилось на 43-м километре: кажется, сотрудник ДПС дрессирует грузовые автомобили, которые замерли, повинуясь взмаху жезла. Без сомнения у автоинспекции есть веские причины тормознуть фуры, однако при этом дорога встала наглухо и хвост возникшей пробки потерялся за горизонтом.

Через несколько лет жители так называемой Новой Москвы (подмосковных территорий, включённых в состав столицы в 2012 году по инициативе Сергея Собянина) смогут без дорожных пробок пересекать МКАД в подземных поездах Троицкой линии Московского метрополитена. На перегонах будущей линии пока работают проходческие щиты, открытие движения запланировано на 2026 год, но метрополитен уже начал перевозить пассажиров из юго-западного замкадья по Сокольнической линии, которая дотянулась до Коммунарки. На старейшей линии насчитывается 26 станций, в 2016 году введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево», в 2019-м – «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка».

Станция «Румянцево» была задумана ещё в 1971 году в связи с возможным открытием Южного железнодорожного вокзала, но тогда этот проект признали нецелесообразным.

На станции «Саларьево» расположены самые короткие эскалаторы в Московском метрополитене с высотой подъёма всего на 3 метра. Ежесуточный пассажиропоток составляет 36 000 человек – станция входит в состав транспортно-пересадочного узла с международным автовокзалом, конечными остановками московских и областных автобусов.

Дизайн станции «Филатов Луг» вдохновлён архитектурными формами старинных железнодорожных вокзалов.

Некоторые участки проложены по поверхности и защищены от непогоды кожухом.

Станцией метро «Прокшино» могут воспользоваться жители настоящих деревень Николо-Хованское и Прокшино.

В 600 метрах от станции «Ольховая» располагаются корпуса Городской клинической больницы № 40, ставшей форпостом борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19.

Станция метро «Коммунарка» находится вблизи старинной деревни Столбово.

Продолжение следует…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Московский метрополитен, МКАД, Мосрентген.

Другие публикации