Помимо основной экспозиции с масштабной панорамой Рубо и реликвиями времён Отечественной войны в Музее-панораме «Бородинская битва» можно увидеть тематические выставки, посвящённые различным аспектом событий 1812 года. 2 сентября здесь открылись выставки «И из пепла ты восстала неизменною…» и «Империя в миниатюре. Бонапарт и другие».
«Москва – русский дворянин, и если уж веселится, то веселится до упаду», – писал Гоголь, впервые побывавший в Москве в 1832 году, когда на улицах Первопрестольной уже ничто не напоминало о наполеоновской оккупации и страшном пожаре, который случился 20 лет назад. Символично, что в возрождении Москвы, в буквальном смысле из пепла, решающую роль сыграли два известных военачальника Эпохи 1812 года. В 1813 году по высочайшему указу была образована «Комиссия для строений в Москве», которую возглавил военный губернатор Москвы, генерал от кавалерии граф Александр Петрович Тормасов. Основные усилия были направлены на скорейшую постройку домов для горожан и обустройство главных площадей Первопрестольной.
В 1819 году после смерти Тормасова военным генерал-губернатором Москвы был назначен другой герой сражений с Наполеоном, генерал от кавалерии князь Дмитрий Владимирович Голицын. Москва превратилась в крупный промышленный и торговый центр. На литографиях издательского дома Джузеппе Дациаро запечатлен облик Москвы, восстановленной после пожара 1812 года – Гостиный двор и торговые ряды, Красная площадь и Кремль, Тверской бульвар и Театральная площадь. Среди экспонатов выставки – уникальные инструменты, которые применялись в градостроительстве начала XIX века. В экспозиции представлены фрагменты декоративной отделки комнат и предметы быта типичного купеческого особняка 1830-1840-х годов. Настольные часы, чайный сервиз, письменный прибор, дорожное бюро можно было встретить в интерьере московского дома той эпохи.
«Бонапарт и другие» – четвертая выставка из цикла «Империя в миниатюре», которая завершает знакомство с коллекцией миниатюрного портрета конца XVIII – первой четверти XIX века из собраний Музея-панорамы «Бородинская битва» и Музея-усадьбы Останкино.
На выставке демонстрируются работы признанных французских мастеров Жана-Батиста Изабе (1765-1855) и Шарля-Пьера Сиора (1769-1840), а также менее знаменитых и вовсе неизвестных художников. Все они стали свидетелями и участниками бурных исторических перемен во Франции, следовавших друг за другом на рубеже XVIII-XIX столетий. Французская революция, наполеоновская империя, возвращение династии Бурбонов…
На портретах 1790-х годов изображены представители старинных дворянских родов, которые своим обликом еще напоминают о «старом режиме», о «стиле Людовика XVI». На соседних портретах – люди, одетые уже по революционной моде конца XVIII века. С приходом к власти Наполеона на портретах появляются дамы и господа в платьях и мундирах стиля ампир. Среди экспонатов – миниатюрные портреты Наполеона, членов его семьи, высших сановников империи, маршалов и генералов. В 1814-1815 годах, после возвращения на престол Бурбонов, судьбы многих героев выставки потерпели крушение. Кто-то был казнен, кто-то отправился в изгнание.
Рубрика: Репортаж. Метка: Панорама Бородинская битва.