07.09.2021 00:40

Русский Будда на сцене ЦДР

Сбор труппы в ЦДР – это всегда долгожданное событие, возможность окунуться в теплую атмосферу театральной семьи, почувствовать общее настроение, узнать, чем будет жить театр ближайший год. Для художественного руководителя Владимира Панкова этот сезон необычный, завершающий важнейший этап в формировании театра, как живого организма. Итогом станет масштабная постановка «Скоморох Памфалон» по повести Николая Лескова. По словам режиссера, к этому событию театр шел 5 лет. «Это возвращение к истокам, шаг к пониманию пратеатра, где не было подразделения на актёров, хореографов, режиссёров. Сейчас у нас есть универсальная команда, универсальная труппа, которая может все». Главное в этой актерской семье – это дух, такт, трепетное и уважительное отношение друг к другу.

Только в такой среде возможно появление настоящих театральных шедевров и рождение новых замечательных режиссеров. В прошлом году состоялся режиссерский дебют Павла Акимкина «Немец». В новом сезоне Данила и Павел Рассомахины поставят свой первый спектакль. Это будет пластическая феерия, посвященная Леониду Енгибарову.

По окончании сбора труппы состоялся пресс-показ постановки Вячеслава Игнатова «Обломoff» по пьесе Михаила Угарова. В 2002 году пьеса впервые была поставлена автором на сцене ЦДР, что стало событием театральной жизни. Спектакль собрал целый букет премий: «Новая драма», «Гвоздь сезона», приз зрительских симпатий на «Золотой маске». Драматург раскрыл образ Ильи Ильича по-своему, увидел в романе совершенно иные смыслы, преподнес их в философско-ироническом ключе. Как писал в апреле 2003 года в “Ведомостях” Олег Зенцов, Обломов сегодня необходим нам «для профилактики – чтобы противостоять «злой энергии», сопровождающей почти любую активную деятельность; так на узких улицах кладут «лежачих полицейских» – иногда надо сбрасывать скорость». Еще дальше в своей интерпретации образа Обломова пошел режиссер сегодняшнего спектакля Вячеслав Игнатов: «В отказе Ильи Ильича от всякой деятельности, его отрешенности от жизни возникла буддистская тема недеяния. В результате получилась история русского Будды».

В этом высказывании, как и в спектакле есть улыбка над чувством собственного величия героя, над гордыней, которая мешает ему меняться. Что стоит за «недеянием» русского Будды: сознательный выбор, глубокая внутренняя работа или обычная лень? Создатели спектакля отвечают на этот вопрос ироничной сказкой, которая оставляет нам простор для размышления и сопереживания.

Вячеслав Игнатов – режиссер с большим опытом постановки детских спектаклей. В его руках пьеса Угарова превратилась в сказочную историю. Герои предстают перед нами в образе фантастических тварей: гигантские пауки, жуки, гусеницы. Космический Будда Илья Ильич переживает самый важный момент своей жизни. Он стоит на пороге собственной трансформации, но превращение так и не происходит. Герою так и не удалось выбраться из своего кокона, он смог только выглянуть за «дверь», но постарался как можно быстрее вернуться в свою зону комфорта, прямо в нежные объятья гигантской паучихи Агафьи Матвеевны с ее огромными руками-клешнями. Получилась сказка о гусенице, которая так и не смогла превратиться в бабочку и променяла мир свободы, любви и красоты на знакомый уютный халат и старый диван.

Актерам хочется поставить высший балл! Александр Занин просто бесподобен в роли русского Будды. Высокомерный и глубокий, медлительный, думающий о судьбах мира и одновременно рассуждающий о несварении желудка как о событии космической важности, гуру, вознесший себя на пьедестал своего старого дивана. Очень хорош Данила Рассомахин в роли доктора. Полная противоположность Ильи Ильича, чрезмерно активный и деятельный. Он изучает Обломова как вымирающий вид. Очень доволен собой, весело сообщая своему пациенту о его диагнозе, несовместимом с жизнью.

Юрию Оборотову хочется вручить приз зрительских симпатий за понимание души русского слуги, неповоротливого, ворчливого и беззаветно любящего своего хозяина. Сцена с гондолой прекрасна!

Художники постарались и создали свой шедевр. Световые пятна, парящие в воздухе, прозрачный занавес с видеопроекцией создают ощущение объема и невесомости внутреннего мира, в котором постоянно пребывает главный герой.

Грим и костюмы — сложные, интересные, одним словом, фантастические. Обломов — гигантская гусеница, все больше погружающаяся в себя, в свой кокон на пороге так и не случившегося перерождения. Штольц – шустрый, деятельный майский жук на роликах. Доктор – подвижный маленький мотылек, порхающий вокруг большого и неподвижного Обломова. Ольга Сергеевна напоминает оперную диву из «Пятого элемента». И тоже на роликах, как все деятельные персонажи.

Статичными остаются только Агафья Матвеевна и сам Илья Ильич. В сказке Вячеслава Игнатова – это страшная паучиха и ее добровольная жертва. Захар – просто чудо природы — помесь божьей коровки и черепахи. Его костюм-трансформер стоит взять на вооружение домохозяйкам: переходя в горизонтальное положение, он превращается в супер современный робот-пылесос.

Сказки иногда проникают в нас и затрагивают очень глубоко. Автор не скрывает свое ироничное отношение к всенародно любимым ленивцам: Емеле, Илье Муромцу, а теперь в эту чудесную компанию попал еще один Илья — Обломов. Но остаются вопросы: что это за редкая смертельная болезнь «TOTUS» или «Целый человек»? И почему «Pele-mele – жить будет? И Tutti-frutti – тоже? Смесь, ни то ни сё… Полчеловека, четверть человека, осьмушка и одна шестнадцатая – все живы… А бедный Totus – нет?» Этот вопрос выходит за рамки простой и прозрачной истории о ленивом барине. Он оставляет нас в некотором замешательстве, а значит дает нам возможность думать и развиваться.

Владимир Панков сформулировал свое отношение к спектаклю цитатой великого Роберта Стуруа: «Я за сказку!» Присоединяюсь к мнению мастеров. Я тоже за сказку. Уверена, что каждый зритель найдет в спектакле что-то свое: кто-то глубокий смысл, кто-то увидит себя со стороны и задумается о своей жизни. Одно могу сказать точно: все получат удовольствие, потому что во всех отношениях спектакль сделан очень талантливо.

Обломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав ИгнатовОбломоff, реж. Вячеслав Игнатов

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Соколе.

Другие публикации