Сбор труппы в ЦДР – это всегда долгожданное событие, возможность окунуться в теплую атмосферу театральной семьи, почувствовать общее настроение, узнать, чем будет жить театр ближайший год. Для художественного руководителя Владимира Панкова этот сезон необычный, завершающий важнейший этап в формировании театра, как живого организма. Итогом станет масштабная постановка «Скоморох Памфалон» по повести Николая Лескова. По словам режиссера, к этому событию театр шел 5 лет. «Это возвращение к истокам, шаг к пониманию пратеатра, где не было подразделения на актёров, хореографов, режиссёров. Сейчас у нас есть универсальная команда, универсальная труппа, которая может все». Главное в этой актерской семье – это дух, такт, трепетное и уважительное отношение друг к другу.
Только в такой среде возможно появление настоящих театральных шедевров и рождение новых замечательных режиссеров. В прошлом году состоялся режиссерский дебют Павла Акимкина «Немец». В новом сезоне Данила и Павел Рассомахины поставят свой первый спектакль. Это будет пластическая феерия, посвященная Леониду Енгибарову.
По окончании сбора труппы состоялся пресс-показ постановки Вячеслава Игнатова «Обломoff» по пьесе Михаила Угарова. В 2002 году пьеса впервые была поставлена автором на сцене ЦДР, что стало событием театральной жизни. Спектакль собрал целый букет премий: «Новая драма», «Гвоздь сезона», приз зрительских симпатий на «Золотой маске». Драматург раскрыл образ Ильи Ильича по-своему, увидел в романе совершенно иные смыслы, преподнес их в философско-ироническом ключе. Как писал в апреле 2003 года в “Ведомостях” Олег Зенцов, Обломов сегодня необходим нам «для профилактики – чтобы противостоять «злой энергии», сопровождающей почти любую активную деятельность; так на узких улицах кладут «лежачих полицейских» – иногда надо сбрасывать скорость». Еще дальше в своей интерпретации образа Обломова пошел режиссер сегодняшнего спектакля Вячеслав Игнатов: «В отказе Ильи Ильича от всякой деятельности, его отрешенности от жизни возникла буддистская тема недеяния. В результате получилась история русского Будды».
В этом высказывании, как и в спектакле есть улыбка над чувством собственного величия героя, над гордыней, которая мешает ему меняться. Что стоит за «недеянием» русского Будды: сознательный выбор, глубокая внутренняя работа или обычная лень? Создатели спектакля отвечают на этот вопрос ироничной сказкой, которая оставляет нам простор для размышления и сопереживания.
Вячеслав Игнатов – режиссер с большим опытом постановки детских спектаклей. В его руках пьеса Угарова превратилась в сказочную историю. Герои предстают перед нами в образе фантастических тварей: гигантские пауки, жуки, гусеницы. Космический Будда Илья Ильич переживает самый важный момент своей жизни. Он стоит на пороге собственной трансформации, но превращение так и не происходит. Герою так и не удалось выбраться из своего кокона, он смог только выглянуть за «дверь», но постарался как можно быстрее вернуться в свою зону комфорта, прямо в нежные объятья гигантской паучихи Агафьи Матвеевны с ее огромными руками-клешнями. Получилась сказка о гусенице, которая так и не смогла превратиться в бабочку и променяла мир свободы, любви и красоты на знакомый уютный халат и старый диван.
Актерам хочется поставить высший балл! Александр Занин просто бесподобен в роли русского Будды. Высокомерный и глубокий, медлительный, думающий о судьбах мира и одновременно рассуждающий о несварении желудка как о событии космической важности, гуру, вознесший себя на пьедестал своего старого дивана. Очень хорош Данила Рассомахин в роли доктора. Полная противоположность Ильи Ильича, чрезмерно активный и деятельный. Он изучает Обломова как вымирающий вид. Очень доволен собой, весело сообщая своему пациенту о его диагнозе, несовместимом с жизнью.
Юрию Оборотову хочется вручить приз зрительских симпатий за понимание души русского слуги, неповоротливого, ворчливого и беззаветно любящего своего хозяина. Сцена с гондолой прекрасна!
Художники постарались и создали свой шедевр. Световые пятна, парящие в воздухе, прозрачный занавес с видеопроекцией создают ощущение объема и невесомости внутреннего мира, в котором постоянно пребывает главный герой.
Грим и костюмы — сложные, интересные, одним словом, фантастические. Обломов — гигантская гусеница, все больше погружающаяся в себя, в свой кокон на пороге так и не случившегося перерождения. Штольц – шустрый, деятельный майский жук на роликах. Доктор – подвижный маленький мотылек, порхающий вокруг большого и неподвижного Обломова. Ольга Сергеевна напоминает оперную диву из «Пятого элемента». И тоже на роликах, как все деятельные персонажи.
Статичными остаются только Агафья Матвеевна и сам Илья Ильич. В сказке Вячеслава Игнатова – это страшная паучиха и ее добровольная жертва. Захар – просто чудо природы — помесь божьей коровки и черепахи. Его костюм-трансформер стоит взять на вооружение домохозяйкам: переходя в горизонтальное положение, он превращается в супер современный робот-пылесос.
Сказки иногда проникают в нас и затрагивают очень глубоко. Автор не скрывает свое ироничное отношение к всенародно любимым ленивцам: Емеле, Илье Муромцу, а теперь в эту чудесную компанию попал еще один Илья — Обломов. Но остаются вопросы: что это за редкая смертельная болезнь «TOTUS» или «Целый человек»? И почему «Pele-mele – жить будет? И Tutti-frutti – тоже? Смесь, ни то ни сё… Полчеловека, четверть человека, осьмушка и одна шестнадцатая – все живы… А бедный Totus – нет?» Этот вопрос выходит за рамки простой и прозрачной истории о ленивом барине. Он оставляет нас в некотором замешательстве, а значит дает нам возможность думать и развиваться.
Владимир Панков сформулировал свое отношение к спектаклю цитатой великого Роберта Стуруа: «Я за сказку!» Присоединяюсь к мнению мастеров. Я тоже за сказку. Уверена, что каждый зритель найдет в спектакле что-то свое: кто-то глубокий смысл, кто-то увидит себя со стороны и задумается о своей жизни. Одно могу сказать точно: все получат удовольствие, потому что во всех отношениях спектакль сделан очень талантливо.
Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Соколе.