Первый послепандемийный КОМТРАНС прошел без участия европейских звезд. Volvo, MAN, IVECO, DAF и Scania по ряду причин не приняли участие в выставке. В их отсутствие всё внимание было приковано к российским автогигантам Группе ГАЗ и КАМАЗ, которые нашли чем удивить и поразить прессу и посетителей.
Самым крупным иностранным участником выставки стал японский ISUZU. Он представил «арктический пикап» – экспедиционную модификацию своей новинки D-MAX AT35, разработанную для суровых погодных условий и ещё более сурового бездорожья. Красавец пикап – плод сотрудничества с тюнинговой компанией Arctic Trucks, российской франшизой знаменитого исландского бренда.
Целый ряд разработок презентовала на Комтрансе российская «Группа ГАЗ» – полную линейку среднетоннажных грузовиков от 2,5 до 10 тонн, городские и маршрутные автобусы емкостью до 85 пассажиров, включая любимчик пенсионеров – городской автобус CITI c честным низким полом – удобством доступа со всех точек входа. Замаячила конкретика и для поклонников отечественного внедорожника «Соболь» – обновленная модификация «Соболь NN» выйдет в серию уже в 2027 году, клянутся представители завода. От предшественника модель отличается более низким дорожным просветом и повышенной комфортностью – идеальный вариант для автопутешествий по стране, которые с каждым годом набирают популярность.
Президент «Группы ГАЗ» Вадим Николаевич Сорокин представил прототип «водоробуса» – электробуса с двигателем на водородных элементах. Разработка представлена в двух модификациях – большой CITYMAX HYDROGEN и «маршрутка» «ГАЗель City». Всего два года назад двигатели на водороде были слишком опасны и стоили непомерно дорого, а в эти дни на выставке можно увидеть работающую модель.
Автомобили на водороде до сих пор весьма недешевы – позволить себе такой автобус сможет лишь средней руки олигарх. Но их доработка и удешевление из теоретических задач стали инженерными, их решение – лишь вопрос времени.
В направлении водорода отечественный автопром толкают заказчики – транспортные департаменты больших городов. Автобусы с нулевым выбросом вредных веществ жизненно необходимы на улицах городов-миллионников, а значит их разработка получит государственную поддержку (автопрому хотелось бы финансовую, но и законодательная не будет лишней). Тем не менее, разработка экономически эффективной модели из отечественных комплектующих остается сложной и дорогостоящей задачей, для которой российским автогигантам придется объединить усилия, говорят эксперты. Возможно, неслучайно на стенде «Группы ГАЗ» был замечен генеральный директор КАМАЗа Сергей Анатольевич Когогин.
Транспорт на принципиально новом виде топлива потребует инфраструктуру, начиная с заправочных станций. Эту задачу российским автопроизводителям и государству тоже придется решать вместе. Запас хода у ГАЗовского водородного автобуса – 350 километров (КАМАЗ обещает 250). Этого хватит, чтобы проехать городской маршрут, но на конечных точках будут нужны заправки.
Чтобы вместить экспозицию КАМАЗа, на выставке потребовался почти целый зал. Концерн представил грузовик нового поколения – автомобиль К6 с гибридным мотором, транспорт с водородными топливными элементами и целый ряд модификаций модели К5 – хита российского рынка.
Безусловный лидер в отечественном сегменте магистральных грузовых автомобилей, КАМАЗ предпринимает активные попытки закрепиться в соседних нишах. Первая модель их карьерного самосвала, сорокатонный «Геркулес», уже прошла тест-драйв в угольных разрезах Кемерово. Сейчас камазовские конструкторы вносят в нее доработки с учетом пожеланий пользователей. Все желающие могли полюбоваться «Геркулесом», припаркованным у главного входа в выставочный павильон – завести его внутрь не позволили габариты. В перспективе – разработка самосвалов семейства «Юпитер» грузоподъемностью до 220 тонн. В этом сегменте КАМАЗ поборется за лидерство с БелАЗом, японскими и американскими производителями. Этот монстр до Москвы не доедет – по гражданским дорогам такие машины не ходят. Поэтому на премьеру «Юпитера» Сергей Анатольевич пригласил дилеров и журналистов придется ехать в Набережные Челны – там пройдет презентация нового автомобиля.
Сосредоточиться придется и «Группе ГАЗ». По словам Когогина, в конце 2021 года начнется серийное производство конкурента «ГАЗелиNN» – легкого среднетоннажного грузовика «Компас» в модификациях 3,5, 5, 8 и 12 тонн. Цель у КАМАЗа крайне амбициозная – при присуждении премии «Гран-при «За Рулем», которая традиционно проходит в рамках КОМТРАНС, «ГАЗель NN» одержала победу, опередив соперников по классу с ошеломительным преимуществом.
Турбулентный 2020 год прошел для российского автопроизводителя неплохо: спрос на магистральные перевозки растет, а с ним и потребность в автомобилях. Выручка прошлого года даже превысила результат 2019. Главным «бутылочным горлышком» для КАМАЗа стал глобальный дефицит электронных чипов для высокотехнологичной начинки отечественных фур. Пока эта проблема не решена, спрос на грузовики превышает предложение.
Поэтому в ближайшее будущее российские производители смотрят со сдержанным оптимизмом. В ближайшую пару лет в их пользу должен сыграть отложенный спрос – пришла пора менять стремительно стареющий отечественный автопарк. Дальше же рынок будет расти по формуле, озвученной Вадимом Сорокиным: ВВП*0,6. При росте ВВП на 10% в год рост автомобильного рынка составит 6%, чего мы всем желаем: в последний раз десятипроцентный рост ВВП наша страна видела в 2000 году.
Белорусские соседи, концерн «МАЗ», привезли на КОМТРАНС новый МАЗ-953001 грузоподъемностью 31т, оснащенный китайским движком Wenchai, и показали свой гоночный грузовик, многократный призер и участник ралли «Дакар», «Шелкового пути» и гонки Africa Eco Race.
Хвастаться гоночными болидами нынче модно. КАМАЗ привез на выставку боевой снаряд команды «КАМАЗ-Мастер», пожалуй, самой титулованной в мире команды грузовиков, а «Группа ГАЗ» – самую быструю «ГАЗель» в мире, гоночную «ГАЗель-Next» заводской команды «ГАЗ Рейд Спорт». Болид представлял спортивный директор команды, автомобильный эксперт и популярный телеведущий Вячеслав Субботин.