Как известно, Федор Михайлович и сам был страстным игроком, что принесло ему немало неприятностей, поэтому многие считают Роман “Игрок” если и не автобиографическим, то написанным с натуры. И действительно, в наблюдательности Достоевскому отказать трудно, поэтому персонажи романа выписаны с такой остротой и точностью, что не остаётся никаких сомнений в существовании их реальных прототипов, а безумную страсть к игре главного героя и мучительные попытки вырваться из порочного круга автор писал, основываясь на личном богатом опыте.
Действие происходит в выдуманном городе Рулетенбурге – Лас-Вегасе девятнадцатого века, где призрачная возможность лёгких денег буквально витает в воздухе. Обедневший, но не растерявший достоинства дворянин Алексей Иванович живёт в семье генерала Загорянского в качестве учителя его малолетних детей. Окружающие относятся к нему, как к прислуге и это очень тяготит Алексея Ивановича.
Все персонажи живут в режиме ожидания. Генерал ждёт смерти богатой престарелой тётки Антониды Васильевны, чтобы расплатиться с долгами и жениться на мадмуазель Бланш. Мадам Бланш и кредитор генерала Де-Грие ждут того же, чтобы прибрать к рукам наследуемые генералом денежки. Полина – падчерица генерала ждёт предложения от Де-Грие. Алексей Иванович мечтает вернуть уважение окружающих и жениться на Полине, но как ему кажется, единственный путь для этого – деньги.
Впрочем, в планы Антониды Васильевны скорая смерть не входит. Ее приезд в Рулетенбург стал шоком для всех и запустил цепочку событий, окончательно похоронивших надежды генерала и его окружения и подтолкнувших к действию Алексея Ивановича. Но сюжет, при всей его увлекательности, служит лишь фоном для исследования процесса падения благородного человека в пучину пагубной страсти к игре, теряющего по пути не только деньги, но и достоинство, и любовь, и самоуважение, и даже свободу. В финале судьба в лице мистера Астлея подарит Алексею Ивановичу ещё один шанс вернуться к нормальной жизни, но воспользуется ли он этим шансом?
Несмотря на длительность – 3 акта, спектакль очень динамичный, действие развивается стремительно, актеры играют великолепно. Помимо Анзори Шанидзе и Анастасии Приваловой, на долю которых пришлась основная психологическая нагрузка, запомнилась Анна Кузьминская в роли Антониды Васильевны. Ее бешеная энергия и неуёмный темперамент доминировали на сцене во втором акте!
Чуть более карикатурным, чем можно было бы ожидать, показался образ генерала в исполнении Андрея Харенко. Антиподом главному герою послужил мистер Астлей (Дмитрий Репин), человек спокойный, рассудительный и единственный из персонажей не подверженный общей болезни – голос разума в море страстей.
Сценография спектакля отличается кажущейся простотой, но на редкость уместное и умелое, что пока ещё встречается нечасто, использование видеопроектора делает ее оригинальной и запоминающейся. Особое внимание хочу обратить на костюмы – они великолепны и многое говорят о каждом персонаже. И конечно, нельзя не упомянуть о хоре под руководством Светланы Анистратовой. Он органично вплетен в ткань действия и является украшением спектакля.
Публика приняла постановку весьма благосклонно. Надеюсь, спектаклю суждена долгая счастливая сценическая жизнь.
Рубрика: Культура. Метка: Школа драматического искусства.