26 сентября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 686. МКАД. 63-67 км. Троице-Лыково – Строгино
Бывшие деревни и сёла Рублёво, Луки, Павшино, Мякинино, Спас, Строгино, Троице-Лыково объединяло одно географическое обстоятельство: эти населённые пункты располагались на берегах Москвы-реки. Причём река делает в этих местах такую масштабную загогулину, что расстояние между Рублёво и Троице-Лыково по воде составляло вёрст двадцать, а пешком по прямой – в десять раз меньше. Открытие движения по МКАД на деревенской жизни мало отразилось, разве что московский общественный транспорт дотянулся до окраины – в Троице-Лыково через Строгино стал ходить 137-й, а в Мякинино по Рублёвке 129-й автобусный маршрут. Мегаполис принялся пожирать деревни гораздо позднее и до сих пор не смог расправиться со всеми «пережитками прошлого».
Смотрите старые карты. Карта Москвы. 1968 год: http://retromap.ru/051968_z13_55.806876,37.392482
По воспоминаниям старожилов, заливы в Строгино искусственного происхождения – их появлению способствовала разработка песчаных карьеров. Это подтверждают и старые карты разных лет, заливы впервые отмечены на плане Москвы 1952 года, а к 1968 году водоёмы увеличились до современных размеров.
Новорижская развязка на 63-м километре МКАД (проспект маршала Жукова – МКАД – Новорижское шоссе)
Обширное пространство от МКАД до Троице-Лыково занимает появившаяся сравнительно недавно индустриально-складская застройка, здесь много крупных магазинов, автосалонов, мастерских.
В 1610 году дворцовое село Троицкое было пожаловано царём Василием Шуйским князю Борису Лыкову и стало именоваться Троицкое, Лыково тож. Князь не оставил наследников и село перешло к новым владельцам – Нарышкиным. По заказу Мартемьяна Нарышкина в 1690—1695 годах был возведён каменный храм Троицы Живоначальной, автором проекта, предположительно, являлся зодчий Яков Бухвостов, а первый камень фундамента, согласно легенде, заложил Пётр I.
Храм Троицы Живоначальной – великолепный образец «нарышкинского барокко» после реконструкции открыт по выходным дням. Трёхглавый храм поставлен на высокий подклет и окружён галереей – гульбищем. Два боковых объёма увенчаны двухъярусными восьмигранными башенками, снаружи здание украшено резьбой по камню.
В ХVIII-XIX веках имением владели дипломат Андрей Разумовский, генерал-лейтенант Николай Бутурлин, династия купцов Карзинкиных. В этот период в усадьбе появились каменный Успенский храм (1843–1858, архитектор Николай Козловский), кирпичный господский дом, регулярный парк, оранжереи. К началу ХХ столетия в селе проживало 610 человек (125 дворов).
Смотрите старые фотографии: Троице-Лыково со стороны Серебряного бора. 1968 год: https://pastvu.com/p/103560
Храм Успения Пресвятой Богородицы выполнен в русско-византийском стиле, прямоугольное здание увенчано луковичным куполом с главой и крестом. В начале ХХ века храм перестроен по проекту архитектора Семена Кулагина: возведена колокольня, устроена двухэтажная трапезная, приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, наружные объёмы украшены фризами и кокошниками.
Здесь находился главный господский дом усадьбы, сейчас – православная гимназия.
Дом Карзинкиных. 1997-1998 гг.: https://pastvu.com/p/97190
В 1914 году Юлия Карзинкина отдала главный дом под устройство богадельни, а перед смертью завещала имение учреждаемой Свято-Троицкой общине. В первые годы советской власти в национализированной усадьбе открылся санаторий, затем её передали Московскому зоопарку (который подарком не воспользовался), позднее учредили Туркменский дом просвещения для детей из Средней Азии, рабфак для активистов из Туркменистана и Туркменский дом отдыха, а после Великой Отечественной войны здесь обосновалась Московская военная музыкальная школа. Любительская киносъёмка курсантов МВМШ 1980-х годов.
В наши дни бывшая усадьба Карзинкино является закрытой частной территорией подворья храма Успения Пресвятой Богородицы и для посещения доступна лишь часть парка с храмами. Поэтому увидеть воссозданный после пожара 1990 года деревянный дом с резными украшениями можно только издалека. Оригинал был построен в 1914 году для Карзинкиных по проекту архитектора Ивана Ропета.
Село Троице-Лыково вошло в состав Москвы в 1960 году, внесено в «Список охраняемых деревень Москвы» и сохранилось в качестве дачного посёлка.
Под селом проходит участок самого длинного перегона московского метро между станциями «Крылатское» и «Строгино», длина которого составляет 6625 метров. В перспективе в Троице-Лыково может быть открыта станция метро – под неё оставлен задел, а пока здесь функционирует только короткая служебная платформа на один вагон с аварийными выходами на поверхность.
Троице-Лыково. На берегу Москвы-реки.
Причал Троице-Лыково используется теплоходами, работающими на прогулочных маршрутах.
Теплоходы «Москвич» строились на Московском судостроительном и судоремонтном заводе с 1948 года и продолжают эксплуатироваться как прогулочно-экскурсионные суда на многих российских реках.
Тип «Москва» – следующее поколение советских речных теплоходов. Головное судно сошло со стапелей МССЗ в 1969 году, всего построено 334 теплохода.
На современном гербе района Строгино изображена острога – трезубец для ловли крупной рыбы, что говорит о рыболовном промысле местных жителей. Деревня Строгино с XVI века располагалась на берегу Москвы-реки и, по мнению историков, в те времена носила название Острогино.
Здесь стояли деревенские дома.
Парашютист. 1956 год.: https://pastvu.com/p/989038 Парашютист на руках «держит» деревню Строгино, а под его ногами – Тушинский аэродром.
С кручи открывается панорама бывшего Тушинского аэродрома, основанного в 1931 году. Самолёты никогда не взлетят с бетонки бывшего аэродрома, территория которого, по заявлению официального сайта Мэра, является одной из самых крупных застраиваемых площадок Москвы площадью 160 гектаров. На фото: строящиеся жилые комплексы и храм Святого Равноапостольного Князя Владимира с православным культурным центром.
Несколько прибрежных фотографий 2008 года
Вдоль берега Москвы-реки проходит просека – аллея Дорога жизни. Аллея названа в честь подвига военных водителей, которые доставляли продовольствие по льду Ладожского озера в осаждённый немцами Ленинград. В конце декабря 1941 году в Строгино была сформирована первая автоколонна, отправившаяся в Ленинград. Всего за годы блокады из Москвы было доставлено 600 000 тонн грузов, а обратно караваны грузовиков вывозили эвакуировавшихся ленинградцев.
Монумент «Вечная слава героям» памяти жителей деревни Строгино, павших в Великой Отечественной войне.
Первые панельные девятиэтажки серии II-49Д были построены в 1979 году на околице деревни и вскоре селяне перебрались из деревянных изб в квартиры с удобствами.
Московская кольцевая автодорога прошла через несуществующий ныне посёлок имени Кирова, жители которого работали в животноводческом совхозе. На карте 1952 года здесь отмечены два десятка служебных деревянных строений, ягодники, фруктовые сады. Небольшой фрагмент плодового сада сохранился в Неманском проезде.
В 1981-1982 годах по улицам Маршала Катукова и Кулакова, а затем и по Таллинской улице открылось движение трамваев маршрутов № 10 и № 21.
Депо в Строгино введено в эксплуатацию в 2002 году – в него переместили более 200 вагонов из перепрофилируемого под троллейбусы Краснопресненского депо на Ходынской улице, при этом историческое название «Краснопресненское» сохранилось и на новой площадке. Трамвайное депо на улице Твардовского обслуживает маршруты, проходящие по северо-западу Москвы.
В Краснопресненском депо в Строгино с 2014 года эксплуатируются 70 польских сочленённых трамваев Pesa Twist модификации Fokstrot (71-414) – это первые в Москве низкопольные трамваи. Ещё одно новшество, которое также впервые появилось на московском транспорте, – «Пёсики» оснащены системой открывания дверей пассажирами на остановках при помощи кнопки.
В Строгино в количестве 82 вагонов трудятся и ветераны трамвайного парка – МТТЧ (Модернизированная Татра Трз Чехия). Вагоны Tatra T3SU чехословацкого завода «ЧКД» поставлялись в Москву с 1963 года и в красно-жёлтой расцветке несколько десятилетий оставались визитной карточкой столичного трамвая.
Станция метро «Строгино» открыта в 2008 году в составе участка «Парк Победы» — «Строгино».
Городская поликлиника № 180 на улице Исаковского, принявшая первых пациентов в 1980 году, сейчас находится на реконструкции.
Кинотеатр «Таджикистан» открылся на улице Маршала Катукова в 1982 году. Чтобы придать бетонной коробке некоторый восточный колорит, шрифт неоновой вывески «Таджикистан» был стилизован под арабскую вязь. По мнению горожан, «Таджикистан» долгое время оставался лучшим кинотеатром в районе, хотя бы потому что — единственным. В качестве киноконцертного зала он с переменным успехом проработал до 2001 года, периодически сдавая площади в аренду под мебельный магазин, кафе, видеопрокат, фитнес-центр, универмаг и салон красоты, но в 2015 году был снесён. На его месте возведён культурно-досуговый центр.
Кинотеатр «Таджикистан». 1983 год: https://pastvu.com/p/458511
В 2003 году на берегу Строгинского залива был построен стадион «Янтарь», домашний стадион для московских футбольных клубов «Строгино» и «Родина», выступающих в первенстве ПФЛ.
В гости к юным футболистам приехали мастера ЦСКА – тренер Леонид Слуцкий, игроки Алан Дзагоев и один из братьев-близнецов Березуцких.
На берегах Строгинского залива обустроена прогулочная зона, в 2009, 2011 и 2013 годах здесь при большом стечении зрителей проходил шуточный чемпионат самодельных нелетающих летательных аппаратов Ред Булл Флюгтаг.
Елена Борщева и Наталия Медведева в составе жюри оценивали креативность конструкций.
Один из летательных аппаратов, названный создателями «Песец полный», посвящался дорожной ситуации на МКАД.
Выезд на МКАД из Строгино с улицы Маршала Катукова
Продолжение следует…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Строгино, МКАД.