Действие разворачивается в благополучной московской семье. Глава семьи – доктор биологии Петр Иванович Аверин, уважаемый в научных кругах учёный. Его супруга всю жизнь посвятила мужу и детям. Старший сын Аркадий – начинающий актер никак не может получить значительную роль и очень переживает свою невостребованность в профессии.
Младший – Андрей окончил школу, но ещё не определился с выбором жизненного пути. Родители настаивают на поступлении в Бауманское, тем более – есть связи, а сам Андрей зачитывается Сервантесом и никак не может примирить в душе идеалы, воспетые испанским классиком и необходимостью встраиваться в современные реалии. Камертоном честности в пьесе служит Алексей – племянник Петра Ивановича, приехавший поступать в Тимирязевскую академию из провинции. Важную роль в пьесе играют друзья Андрея и Алексея, зримо воплощая столкновение разных мировоззрений.
Спектакль поставил опытнейший режиссер Владимир Александрович Богатырев на площадке маленькой сцены, которую художник Лилия Баишева превратила в подобие квартиры благополучного московского семейства середины 50-тых годов прошлого века. В спектакле занят прекрасный ансамбль актеров, все играют великолепно, но основная нагрузка пришлась на Татьяну Веселкину.
Ее Анастасия Ефремовна, поставив во главу угла обеспечение благополучия и комфорта детей и мужа, который в бытовых вопросах тот же ребенок, как-то незаметно прибрала к рукам всю власть в доме и начала в некоторых случаях навязывать свою волю и детям, и мужу. Человек она по натуре не злой и всем желает только добра. Тем горше было ей осознать в финале, что ее чрезмерная опека не только не нужна, но порой тяготит окружающих, что дети уже выросли и хотят сами принимать решения, набивать собственные шишки, идти своим путем.
Впервые пьеса была поставлена Анатолием Эфросом в 1954 году, имела оглушительный успех и вызвала большой резонанс в обществе. По словам Виктора Розова, ему даже звонили из партийной организации ВТУ им. Баумана с вопросом, действительно ли он знает о преподавателе, который может устроить абитуриента по записке? Вопросы, поднятые в пьесе из разряда вечных, актуальны они и в наше время. Боюсь, только ответы современная публика склонна давать совсем другие, чем во времена молодого Розова. Но может быть этот спектакль и нужен, чтобы напомнить нам, что были времена, когда “честь” и “совесть” не были пустыми словами, а поступать в институт по протекции считалось зазорным.
Спектакль очень хорош, рекомендую! Жаль только зал Маленькой сцены совсем крошечный, “широкий прокат” спектаклю не светит. На октябрь билетов уже нет. Но в ноябре шансы еще есть. Не упустите.
Рубрика: Культура. Метка: РАМТ.