05.10.2021 10:06

«Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас – Митино

5 октября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас – Митино

Известное с незапамятных времён село Спас протянулось широкой полосой вдоль крутого берега Москвы-реки. Ещё до нашей эры здесь селились угро-финские племена раннего железного века, о чём свидетельствуют археологические находки. Немало исторических артефактов учёные нашли и в погребальных курганах XI-XIII веков – самом большом в Москве курганном могильнике вятичей.

В XIV столетии при Иване Калите на берегу над излучиной Москвы-реки был основан монастырь Спаса на Всходне. Землями владел боярин Василий Квашнин, отличавшийся крупным телосложением, за что был прозван «Туша» (московский район Тушино своим названием обязан прожорливому боярину). Представители рода Тушиных щедро жертвовали на монастырь и возвели великолепный каменный архитектурный ансамбль. Увы, в Смутное время отряды Лжедмитрия II полностью разорили монастырь, который был упразднён в 1764 году, а последние церковные постройки в конце XIX века уничтожил оползень. Москва-река подмыла также кладбище и ещё много лет на склоне холма находили черепа и кости.

Село поначалу оставалось безымянным, в документах значилось как «село, что у Спаса на Всходне», а название Спасское впервые появилось в переписной книге 1676 года. Около 500 крестьян занимались земледелием и ткачеством, а также мелкой торговлей и кустарными промыслами, нанимались на окрестные фабрики чернорабочими и ломовыми извозчиками. В 1929 году советская власть призвала местных жителей объединиться в колхоз «Заветы Ильича», который вскоре стал одним из передовых хозяйств Красногорского района и за успехи в животноводстве в 1939 году был представлен на ВСХВ (будущей ВДНХ).

Смотрите старые карты. Карта Москвы 1968 года: http://retromap.ru/051968_z15_55.830818,37.398276

Московская кольцевая автодорога разделила село на две части – территория на внутренней стороне МКАД отошла к Академии коммунального хозяйства и НИИ астрофизики, превратившись в промзону, а меньшая западная часть доживала свой век в ожидании сноса ветхих избушек. В 1984 году эта земля вошла в состав Москвы и селяне получили ордера на квартиры в Строгино, Тушино и почему-то в далёком Солнцево. Вероятно, по причине археологической ценности местности строительные работы в опустевшем селе Спас не велись и в избушки заселились кочующие цыгане.

Смотрите старые фотографии. Дом в селе Спас. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/67700

Село Спас. 1987 год: https://pastvu.com/p/58030

Спасский пляж. 1947-1948 гг.: https://pastvu.com/p/57596

Здесь располагалась западная часть села Спас, на картах XIX века отмечена церковь.

Вид на МКАД и Строгино

В восточной части бывшего села здания НИИ астрофизики сносятся под жилую застройку. Производственно-лабораторные корпуса «Астрофизики» были построены в 1972-1978 годах, в последнее время пустовали или сдавались в аренду.

По этой тропинке жители села Спас ходили к железнодорожной платформе Трикотажная, основанной в 1932 году.

Название остановочного пункта было связано с Тушинской чулочной фабрикой и фабричным посёлком Трикотажный. К запуску движения по МЦД-2 старые платформы были демонтированы и отстроены заново.

О бывшем селе Спас напоминает храм Преображения Господня, построенный в 1886 году по проекту архитектора Всеволода Грудзинского взамен обветшавшей церкви, что стояла на опасном берегу реки и разрушилась. При этом трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания и использовали кирпич для сооружения ограды.

Церковь Спаса Преображения в селе Спас-Тушино. 1900 год: https://pastvu.com/p/9892

После Октябрьской революции церковные земли были национализированы советской властью, священники подверглись репрессиям, храм стали использовать сначала как клуб, а потом под склад стройматериалов ремонтно-строительного управления. В ответ на просьбы верующих вернуть храм в 1957 году власти приняли решение взорвать колокольню и демонтировать главный купол.

Центральная улица села Спас (ныне – Волоколамское шоссе) и церковь Спаса Преображения. 1948-1957 гг.: https://pastvu.com/p/57709

Современный вид с этого места

Прерванная безбожниками история православного храма продолжилась в 1990 году, когда патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм, в нём возобновились богослужения, начались реставрационные и строительные работы. Возрождённому храму Преображения Господня возвращён исторический облик, а интерьер украшен уникальной мозаикой.

В древности в окрестностях Спаса пересекались два важных торговых пути – волок из Москвы-реки к среднему течению реки Всходни (ладьи перетаскивали, волочили по суше от одной реки до другой) и Волоцкая дорога, которая связывала Москву с Новгородом Великим.

Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы, позднее корпус полностью изготавливался из досок. Длина судна могла достигать 25 метров, а ширина – 8 метров. Стилизованную ладью в натуральную величину можно увидеть на детской площадке на Братцевской улице рабочего посёлка (70-й км МКАД).

Современное Волоколамское шоссе начинается у «Сокола» и через Красногорск ведёт на запад, пересекая МКАД на 68-м километре.

Волоколамская развязка (Волоколамское шоссе – МКАД – Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе)

Деревня Митин починок впервые упоминается в завещании князя Дмитрия Донского в 1389 году. Оказавшись в составе вотчины Чудова монастыря, Митино стало крупной деревней, но эпидемия чумы 1654 года практически полностью выкосила людей и лишь спустя полтора столетия Митино возродилось. Крестьянские дома выстроились вдоль Пятницкого шоссе – там, где сейчас проходит Митинская улица. Жители Митино занимались не только земледелием, они столярничали, занимались извозом, устраивались наёмными рабочими на красильную и ткацкую фабрики.

После революции митинцы объединились в колхоз, а по соседству начал складываться посёлок фабричных рабочих. В 1938 году за околицей обосновались военнослужащие войск противовоздушной обороны – здесь расположился штаб 251-го зенитного полка, медсанчасть, артиллерийские и автотракторные мастерские. Во время Великой Отечественной войны зенитчики защищали столичное небо от вражеских налётов. В послевоенные годы рабочий посёлок разрастался, а деревенское население сокращалось и к 1984 году, Митино было передано в подчинение Моссовету, в деревне проживало всего 467 человек.

Окрестности деревни оказались привлекательны для массового заселения и сегодня Митино — один из самых быстрорастущих районов Москвы, в котором справили новоселье 200 000 человек.

Панорама Митино. 1998-1999 гг.: https://pastvu.com/p/161106

Панорама Митино. 2000 год: https://pastvu.com/p/29532

МКАД и Митино

В 2010-2014 годах и зимой, и летом в Митино съезжались реконструкторы на турниры по историческому фехтованию «Стальные манёвры». Это не показательные выступления, а контактное состязание, проходящее по заранее оговоренным правилам и в обязательной защитной экипировке. Бойцы объединяются в команды обычно по клубной принадлежности и по сигналу судьи сходятся стенка на стенку. Такие массовые баталии называются бугурт.

Станция МЦД-2 «Волоколамская», вероятно, самая молодая железнодорожная станция в Москве – она открылась в 2019 году для удобной пересадки с пригородных электричек на метро.

Конкорс – надземный переход с кассовой зоной, турникетами, эскалаторами и лифтом.

Вид с платформы на Мякинино и Павшинскую пойму

В окрестностях МКАД частенько попадаются люки с украденными крышками.

Станция метро «Волоколамская» Арбатско-Покровской линии открылась в 2009 году. Котлован под станцию выкопали ещё в 1993 году, когда планировалось продлить Филёвскую линию через Строгино в Митино, но планы изменились и стройплощадка с забетонированным основанием оказалась заброшена, а фрагменты тоннелей засыпаны.

Заброшенный перегон между «Волоколамской» и «Митино». 2000 год: https://pastvu.com/p/149460

В 2007 году строительство «Волоколамской» возобновилось по новому проекту архитекторов А.Орлова, А.Некрасова и В.Сычёвой, победителей конкурса Союза московских архитекторов «Золотое сечение».

Станция «Митино» открылась для пассажиров в 2009 году в составе участка «Строгино» — «Митино». При строительстве использован задел нереализованного проекта из девяностых годов – станцию начинали строить для хордовой линии из Митино в Бутово, но вскоре от этой идеи отказались.

«Пятницкое шоссе» — конечная станция северо-западного радиуса Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена введена в эксплуатацию в 2012 году. Особенность станции в том, что она изогнута по дуге — таких станций в Московском метрополитене всего пять (другие — «Александровский сад», «Кутузовская», «Международная» и «Зябликово»). Это связано с открытым способом строительства в условиях плотной городской застройки: другой возможности «посадить» платформу просто не было.

Существует несколько проектов продления метрополитена дальше на северо-запад, например, строительство 17-километровой ветки «лёгкого метро» от «Пятницкого шоссе» до Зеленограда, но история подсказывает, что планы метростроевцев имеют обыкновение меняться.

Продолжение следует…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: МКАД, Митино.

Другие публикации