Благодаря иммерсивным спектаклям превносится жизнь в старые московские особняки. Стены одних помнят Пушкина, в других жили или посещали люди, относящиеся к сливкам общества. Особняк фабриканта Носова, что на Электрозаводской, на краю парка Сокольники до пламенных революционных событий был его семейной дачей, который проектировал выдающийся архитектор Лев Кекушев.
В этих сохранившихся несмотря ни на какие революционные вихри интерьерах режиссёр Владимир Байчер с пятым курсом режиссёрского факультета ГИТИСа поставил пьесу Горького «Дачники», произведение достаточное сложное, замыкающее трилогию из «На дне» и «Мещан».
Действия разворачиваются в трёх местах особняка. Сначала зрители усаживаются на мягкие подушки на старой скрипучей деревянной лестнице с причудливо вырезанными перилами, далее переходят в зал для приёма гостей и комнату на втором этаже.
В своё время Немирович-Данченко достаточно бестактно раскритиковал Горького за пьесу, и надо признать, что доля правды в этом есть. Горький вольно или невольно копировал беспросветные меланхолические чеховские интонации, скажем, того же «Вишневого сада», соединяя их при этом с гневным обличением буржуазии и довольно искусственным психологизмом.
Спектакль не костюмный, актёры носят современную одежду, жарят на мангале шашлык, запивая его пивом. Страдания и мучения героев довольно легко предугадать, сначала завуалированные, внешне все выглядят благопристойно, но потом каждый вытягивает свой скелет из шкафа, и дружная компания быстро превращается в банку скорпионов.
Писатель Шалимов (Алексей Сусов) переживает из-за иссякнувшего таланта. Дачник Басов (Эренцен Авяшкиев) оказывается праздным пустословом, что очень раздражает его прелестную жену Варвару (Анастасия Чемоданова). В супружеской паре пьющего Петра (Виталий Максименко) и весёлой хохотушки Юлии (Юлия Пилипович) оба готовы перестрелять друг друга на почве взаимной ненависти. Нервная поэтесса Калерия (Антонина Кравцова) боится остаться старой девой. Гость дома Павел Рюмин (Григорий Пахомов) безнадёжно влюблен в Варвару, а ещё один безбашенный дачник Николай Замыслов (Мирослав Душенко) в кокетку Юлию. Во второй странной паре сварливая жена Ольга (Екатерина Волкова) постоянно пилит своего мужа врача Кирилла Дудакова (Ахра Чанба). Дядюшка с миллионами Петр Суслов (Виталий Максименко) пытается всех помирить, а некая Мария Львовна (Юлия Проскурякова) раздражает всех и вся. Её любовная линия с молодым балагуром Власом (Евгений Петров) и моральная поддержка дочерью Соней (Светлана Мочалова) на редкость пронзительная, и, пожалуй, вызывает наибольшую эмпатию.
Выход сюжета в неожиданную развязку Горький, похоже, также позаимствовал у Чехова, из его «Чайки».
Возможно, эти нюансы и не позволяют зрителю полностью приблизиться и слиться с действием и героями. В этой пьесе Горький выглядит председателем ревтрибунала, тогда как имея представление о том, как сложится далее жизнь героев пьесы, их хочется просто по-человечески пожалеть.
Владимир Байчер, режиссёр
«Вы не будете долго задерживаться на одном месте, вы будете гулять по дому, посмотрите разные интерьеры. Сейчас это называется модным словом «иммерсивный театр». Прекрасный особняк Носова – это дом, который сохранился и который построил архитектор Кекушев, и это единственная постройка, сохранившаяся в Москве, этого знаменитого архитектора. На 80% деревянная обшивка здесь сохранилась с начала 20-х годов. Мы здесь играем и чувствуем, что это не музей, это живой дом».
Рубрика: Культура. Метки: ГИТИС, особняк Носова.