19.10.2021 14:10

«Город на память». 694. МКАД. 75-78 км. Химки – Левобережный

19 октября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 694. МКАД. 75-78 км. Химки – Левобережный

В отличие от деревянной химкинской застройки, которую можно увидеть только на ретрофотографиях, кирпичные жилые здания 1930-1950-х годов сохранились до наших дней, хотя и не без потерь – некоторые дома этого периода всё-таки снесены и на их месте выросли многоэтажки. Сталинки в старых районах Химок возведены по индивидуальным проектам и с отремонтированными фасадами выглядят привлекательно и аутентично. А вот социальные объекты – детские сады, школы, поликлиники – давно перестали отвечать современным требованиям и переживают один из трёх сценариев – реконструкция с изменением исторического облика, снос и строительство на этом месте нового здания, заброшенное состояние с неясными перспективами.

Ленинский проспект, 23 – жилой дом, общежитие (1955). Пожалуй, самая стильная химкинская сталинка выглядит неухоженной, будет жаль, если её снесут.

Ленинградская улица, 16 – жилой дом (1935)

Улица Чкалова, 10 – жилой дом (1950)

Улица Чкалова, 3 – жилой дом (1955)

Улица Победы, 6 – жилой дом (1954)

Ленинский проспект, 17 – жилой дом (1955)

Проспект Мира, 19 – жилой дом (1941)

Улица 8 Марта, 3 – жилой дом (1940)

Улица Калинина, 3 – жилой дом (1953)

Улица Зои Космодемьянской, 4 – жилой дом (1952)

Ленинградская улица, 9 – жилой дом (1954)

Ленинградская улица, 11 – жилой дом (1956)

Улица Победы, 4 – жилой дом (1959), декоративное оформление фасада

Ленинский проспект, 25 – жилой дом (1961)

Улица Маяковского, 23А – школа № 8 (1956)

Улица Чкалова, 11 – ясли-сад (1930-е годы)

Проспект Мира, 17А – детский сад (1930-е годы)

Ленинский проспект, 14 – Химкинская областная больница (1958)

Химки вовсе не застрял в прошлом, напротив, это молодой, развивающийся город с многочисленными высотными зданиями. Но «Город на память» показывает в первую очередь не новостройки, а архитектурную историю, то, что построено руками предыдущих поколений и может быть утрачено.

В рубрике «Олдтаймер на память» – ВАЗ-2102 в одном из химкинских дворов. Это «копейка» с кузовом универсал – одна из первых моделей Волжского автозавода, выпускавшаяся с 1971 по 1986 год.

Арт-объект возле кафе на проспекте Мира

Не каждый подмосковный город в советский период мог похвастать сразу тремя стадионами. Город Химки мог, три химкинских стадиона располагали футбольными полями с трибунами для зрителей, легкоатлетическими секторами, спортивными залами, они назывались «Маяк», «Новатор» и «Родина».

Смотрите старые фотографии. Стадион «Маяк», вид из Левобережного. 1967-1968 гг.: https://pastvu.com/p/971055

Современный вид из Левобережного

В 2014 году было принято решение о закрытии «Маяка» и строительстве одноимённого жилого комплекса и яхт-клуба. Это был единственный стадион со свободным доступом, культивировавший самые разные виды спорта – от фехтования и гандбола до карате и американского футбола. Местные жители пытались возмущаться, тем более что тогдашний глава города Шахов обещал развивать массовый спорт, но такие привлекательные гектары земли на берегу канала с живописными видами на Левобережье просто не могли не достаться застройщикам.

Улица Кудрявцева, 10 – гостиница «Маяк» построена в 1970-е годы для гостей Московской Олимпиады. В последнее время здание использовалось в качестве общежития для строителей жилого комплекса, дальнейшая судьба гостиницы и масштабного барельефа с изображениями брутальных спортсменов неизвестна.

Улица Кирова, 24 – футбольный стадион «Арена Химки» построен в 2008 году на месте стадиона «Новатор» как домашняя арена футбольного клуба «Химки» и вмещает 18 636 зрителей.

Стадион «Новатор». 1998-1999 гг.: https://pastvu.com/p/812311

Команда «Химки» была образована в 1997 году на базе двух городских коллективов «Новатор» и «Родина» и с тех пор с переменным успехом успела поиграть во всех лигах отечественного футбола, в том числе в элитной Премьер-лиге. К достижениям клуба можно отнести два выхода в финал Кубка России, а в Премьер-лиге лучшим результатом пока стало восьмое место.

Улица Кирова, 27 – баскетбольный центр «Химки» рассчитан на 3500 зрителей. Химкинские баскетболисты выступают гораздо сильнее земляков-футболистов, они завоёвывали медали Чемпионата России и Единой лиги ВТБ, дважды брали Кубок Европы.

Улица Чкалова, 4А – стадион «Родина» (1967) был реконструирован к Чемпионату мира по футболу в качестве тренировочного поля одной из команд-участниц. Сейчас на нём проводит домашние матчи футбольный клуб «Олимп-Долгопрудный», выступающий в первом дивизионе Футбольной национальной лиги (это второй по значимости турнир в отечественном футболе после Премьер-лиги).

Отдыхают химчане в парке культуры и отдыха имени Льва Толстого, основанном в 1947 году и занимающем площадь 26 гектаров.

Памятник Льву Толстому (1979, скульпторы А.Новиков, Е.Вучетич, А.Мустафин)

Дворец культуры «Родина» (1961)

Кинотеатр «Космос» в парке. 1975-1980 гг.: https://pastvu.com/p/547689

Кинотеатр сгорел и вместо него построили развлекательный центр «Космос».

Зона аттракционов

Пляж в Химках. 1964-1973 гг.: https://pastvu.com/p/494284

Осенью на городском пляже не так многолюдно, да и летом здесь не рекомендуется купаться из-за загрязнённой воды канала.

Причал «Химки» (1971) и жилой комплекс «Васко да Гама». В советское время к причалу подходили теплоходы «Москвич», «Москва», «Ракета», следовавшие по расписанию от Северного речного вокзала на водохранилища.

Первый теплоход проекта 544 «Москвич» сошёл со стапелей Московского судоремонтного и судостроительного завода в 1948 году. «Речной трамвай» использовался на регулярных пассажирских перевозках на большинстве рек Советского Союза.

Более вместительный теплоход «Москва» проекта Р-51 мог принять на борт 225-240 пассажиров. Головное судно проекта было построено на МССЗ в 1969 году.

Пассажирские речные суда на подводных крыльях «Ракета» (проект 340) предназначались для скоростных перевозок на пригородных и местных линиях протяжённостью до 600 километров. В Москве «Ракета-1» появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года и была представлена главе государства Никите Хрущёву. 389 таких теплоходов, в том числе в экспортном исполнении, было построено на Феодосийском судостроительном заводе «Море».

На противоположном берегу канала имени Москвы расположен Левобережный микрорайон города Химки. В XVI веке здесь находилось село Киреево, а в советский период сложился образовательный кластер Московский государственный институт культуры (МГИК), Московский Губернский колледж искусств, Московский областной медицинский колледж № 1, филиал Российской государственной библиотеки. Сегодня Левобережный продолжает динамично развиваться, идёт активное строительство жилых домов, социально-бытовых и культурных объектов.

Вид с теплохода на Химкинский мост и новостройки на месте стадиона «Маяк». Химкинский мост стал первым в СССР железобетонным одноарочным мостом, длина пролёта составляет 116 метров.

Химкинский железнодорожный мост через Канал имени Москвы (1935, архитектор Аполлон Белоголовый) проектировался на дальнюю перспективу с размещением четырёх путей – два внутри несущей арки и два на консолях. Лишь в 1970-х годах стал эксплуатироваться третий путь, а четвёртый – относительно недавно в связи с запуском скоростных поездов «Сапсан».

Река Химка под насыпью Николаевской железной дороги. 1913 год: https://pastvu.com/p/53962 В 1937 году поезда пойдут не по земляной насыпи, а по железнодорожному Химкинскому мосту, под которым по каналу Москва-Волга будут проплывать теплоходы.

Строительство Химкинского моста. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/91810

Технологическое испытание моста прохождением четырёх составов по два локомотива и восемь гружёных вагонов в каждом. 1935 год: https://pastvu.com/p/825053

Русло канала Москва-Волга до заполнения водой. 1935 год: https://pastvu.com/p/56551

Вид на канал из парка «Эко-берег» в Левобережном микрорайоне.

Пешеходного прохода по мосту не предусмотрено и придётся воспользоваться электричкой из Химок до платформы Левобережная – остановочному пункту на главном ходу Октябрьской железной дороги.

До революции здешнее село Киреево облюбовали дачники, в том числе фабрикант Прохоров, владелец Трёхгорной мануфактуры. Советская власть национализировала киреевские дачи, приспособив под санаторий, школу, амбулаторию, жилые дома, а на участок Прохорова был переведён из Москвы Государственный библиотечный институт. На открытии платформы Левобережная в 1938 году настояла основательница Библиотечного института, вдова Ленина Надежда Крупская.

На путях у платформы Левобережная. 1972-1973 гг.: https://pastvu.com/p/313642

Платформа Левобережная реконструирована, установлены турникеты на вход и выход, при этом сохранился и старый павильон ожидания электричек, которому исполнилось полвека.

Продолжение следует…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метка: Химки.

Другие публикации