На Малой сцене РАМТа, которая находится на верхних этажах театра, 20 октября была показана пьеса «Блоха» по Николаю Лескову, написанная Евгением Замятиным. Тут необходим краткий экскурс в прошлое. Многие знают, что Российский Молодёжный театр образовался на базе МХАТа-2, студийного театра, который возглавлял Михаил Чехов почти до самого своего отъезда заграницу. Имя Евгения Замятина куда менее известно, хотя, как писатель, публицист и литературный критик он имел значительное влияние в русской писательской среде.
После отказа Алексея Толстого, посчитавшего, что «инсценировать «Левшу» невозможно», заказ на пьесу принял Евгений Замятин. «Блоху» Замятина поставил в предшественнике РАМТа МХАТе-2 режиссёр Алексей Дикий, декорации создал Борис Кустодиев, в спектакле были заняты Серафима Бирман, сам Дикий, Леонид Попов, то есть по всем параметрам, визуальным и литературным, спектакль являл собой зрелище неординарное, что подтвердил огромный успех у театральной публики в Москве и Ленинграде.
Написанная Замятиным «Блоха» – это не совсем «Левша» Лескова, здесь появляются новые герои, в фокусе внимания находится непосредственно сама «главная героиня», подкованная русским умельцем. Написана пьеса в «орнаментальном стиле», что означает смещение сюжета на второй план, тогда как на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, ритм.
Вторую жизнь «Блохе» в нынешнем РАМТе подарил режиссёр Александр Пономарёв. «Мы не занимаемся реконструкцией легендарного почти 100-летнего спектакля 1925-го года, а черпаем из кладовой шутовского театра, оставаясь в сегодняшнем дне. Кроме того, у Замятина появляется ещё один важный персонаж, которого не было у Лескова, — возлюбленная Левши. Получается, на сцене не только небывальщина о блохе, а ещё и история одной любви».
Спектакль вышел очень ярким – отличные актёрские работы, диковинный язык, самобытный антураж и льняные костюмы с вышивкой, казачий фольклор и даже целый оркестр. Главная роль Левши у обаятельнейшего Андрея Гальченко, Царя аристократично играет Данила Богачев, противного графа Кисельвроде – Константин Юрченко, тульских и одновременно английских мастеров – Александр Пахомов и Юрий Григорьев, дикого казака Платова – Артём Штепура. Порадовал и женский состав в лице зажигательных Анны Ковалёвой, Полины Лашкевич и Дарьи Рощиной.
Актеры демонстрируют великолепную пластику и голоса, способность быстро менять образы. В спектакле много своеобразных и даже солёных шуток, а забавные герои, потешающие честной народ, очень напоминают итальянских персонажей площадного театра – комедии дель арте. Хотя сравнивать их, безусловно, в силу разности национального колорита, можно только в отношении типажных рамок и того рода комизма, что называется сатирой.
Несмотря на жизнерадостную атмосферу комического бурлеска, «Блоха» всё же далека от хэппи эндов русских народных сказок, это больше философская притча с большой долей драматического. По этой причине спектакль, возможно, будет больше понятен и востребован скорее взрослой аудиторией, чем детской.
Рубрика: Культура. Метка: РАМТ.