22.10.2021 16:25

«Не нужен мне ваш воздух англицкий, я в Расею хочу». «Блоха» в РАМТе

На Малой сцене РАМТа, которая находится на верхних этажах театра, 20 октября была показана пьеса «Блоха» по Николаю Лескову, написанная Евгением Замятиным. Тут необходим краткий экскурс в прошлое. Многие знают, что Российский Молодёжный театр образовался на базе МХАТа-2, студийного театра, который возглавлял Михаил Чехов почти до самого своего отъезда заграницу. Имя Евгения Замятина куда менее известно, хотя, как писатель, публицист и литературный критик он имел значительное влияние в русской писательской среде.

После отказа Алексея Толстого, посчитавшего, что «инсценировать «Левшу» невозможно», заказ на пьесу принял Евгений Замятин. «Блоху» Замятина поставил в предшественнике РАМТа МХАТе-2 режиссёр Алексей Дикий, декорации создал Борис Кустодиев, в спектакле были заняты Серафима Бирман, сам Дикий, Леонид Попов, то есть по всем параметрам, визуальным и литературным, спектакль являл собой зрелище неординарное, что подтвердил огромный успех у театральной публики в Москве и Ленинграде.

Написанная Замятиным «Блоха» – это не совсем «Левша» Лескова, здесь появляются новые герои, в фокусе внимания находится непосредственно сама «главная героиня», подкованная русским умельцем. Написана пьеса в «орнаментальном стиле», что означает смещение сюжета на второй план, тогда как на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, ритм.

Вторую жизнь «Блохе» в нынешнем РАМТе подарил режиссёр Александр Пономарёв. «Мы не занимаемся реконструкцией легендарного почти 100-летнего спектакля 1925-го года, а черпаем из кладовой шутовского театра, оставаясь в сегодняшнем дне. Кроме того, у Замятина появляется ещё один важный персонаж, которого не было у Лескова, — возлюбленная Левши. Получается, на сцене не только небывальщина о блохе, а ещё и история одной любви».

Спектакль вышел очень ярким – отличные актёрские работы, диковинный язык, самобытный антураж и льняные костюмы с вышивкой, казачий фольклор и даже целый оркестр. Главная роль Левши у обаятельнейшего Андрея Гальченко, Царя аристократично играет Данила Богачев, противного графа Кисельвроде – Константин Юрченко, тульских и одновременно английских мастеров – Александр Пахомов и Юрий Григорьев, дикого казака Платова – Артём Штепура.  Порадовал и женский состав в лице зажигательных Анны Ковалёвой, Полины Лашкевич и Дарьи Рощиной.

Актеры демонстрируют великолепную пластику и голоса, способность быстро менять образы. В спектакле много своеобразных и даже солёных шуток, а забавные герои, потешающие честной народ, очень напоминают итальянских персонажей площадного театра – комедии дель арте. Хотя сравнивать их, безусловно, в силу разности национального колорита, можно только в отношении типажных рамок и того рода комизма, что называется сатирой.

Несмотря на жизнерадостную атмосферу комического бурлеска, «Блоха» всё же далека от хэппи эндов русских народных сказок, это больше философская притча с большой долей драматического. По этой причине спектакль, возможно, будет больше понятен и востребован скорее взрослой аудиторией, чем детской.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: РАМТ.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

01.10.2021 в 23:49

В добрый час


В РАМТе Владимир Богатырев поставил раннюю пьесу советского классика Виктора Розова «В добрый час».

02.08.2020 в 23:33

РАМТ. 100 лет в диалоге со зрителем


После вынужденного перерыва оживает культурная жизнь Москвы. Одним из первых открыл свой 100-й юбилейный сезон Российский Академический Молодежный Театр.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

28.06.2019 в 18:41

«Зобеида» – страшная сказка с хорошим концом


По сценарию спектакля «Зобеида» злой царь и колдун Синодаб развлекал себя тем, что похищал самых красивых девушек и обманом завоевывал их сердца.

26.12.2018 в 00:11

«Город на память». 382. Большая Дмитровка дворянская


На Дмитровке начинался важнейший торговый путь к верховьям Волги на Дмитров, здесь давали балы и играли спектакли, построили электростанцию и хранили ленинский архив.

22.12.2018 в 17:26

«Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр


Под руководством Осипа Бове был разработан проект будущей Театральной площади с четырьмя симметрично стоящими зданиями по периметру.

14.11.2018 в 07:51

«Король умер — да здравствует король!» Новое воплощение датского принца


В рамках биеннале театрального искусства на сцене РАМТ московским зрителям был представлен спектакль театра имени Ленсовета «Гамлет» в постановке Юрия Бутусова.

31.10.2018 в 09:17

Инверсия тени и света, или, что такое «хорошо» на земле и под землей


В РАМТе состоялась премьера спектакля «Черная курица» по одноименной сказке Антония Погорельского.

26.10.2018 в 11:59

В каждой сказке есть доля сказки. «Черная курица» в РАМТе


Отправляясь на новую премьеру в РАМТе, спектакль «Черная курица», не забудьте, что это не счастливая сказка, не радостная история с нравоучительной моралью.

25.03.2018 в 12:34

Миссия: спасти Русь


23 марта в РАМТе состоялась премьера спектакля «Четвёртый богатырь» по пьесе Родиона Белецкого.