1 ноября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 700. МКАД. 95-109 км. Лосиный остров – Восточный
Лосиный остров в XV-XVII веках входил в состав Тайнинской дворцовой волости и являлся охотничьими угодьями русских князей и царей. Заповедная ценность лесного массива стала очевидна в XIX столетии, когда была проведена топографическая съёмка местности, в 1842 году основано первое лесничество, а затем на протяжении десятков лет проводились лесокультурные работы по посадке молодых деревьев.
Во время Великой Отечественной войны значительная часть деревьев оказалась вырублена для хозяйственных нужд, но уже в 1944 году началось восстановление лесного фонда. Хотя Лосиный остров имеет статус национального парка и охраняется законом от жилищного строительства и хозяйственной деятельности, инвесторы не оставляют попыток вторжения на заповедные земли – то для возведения коттеджного посёлка «Посольский городок», то для прокладки автомагистралей – Четвёртого транспортного кольца или модернизации участка Щёлковского шоссе.
Пруд Лось
Плотина на реке Лось
Субботник в парке Лосиный остров
Примерно треть Лосиного острова считается заповедной и особо охраняемой зонами, а большая часть территории открыта для свободного посещения.
Медведей, на которых охотился царь Иван Грозный, здесь не встретишь, да и другие дикие животные нечасто забредают на тропинки, по которым гуляют горожане. По данным 2013 года, в национальном парке обитали 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев, а также лисы, енотовидные собаки, бобры. Одной из причин сокращения популяции дикой фауны стала прокладка Московской кольцевой автодороги, разделившей Лосиный остров на московскую и областную половины. Впрочем, есть места, где подмосковные звери могут прийти в столицу, – под трассой в девяностые годы проложены тоннели-зверопроходы.
Смотрите старые фотографии. Экологи обустраивают тоннель для прохода животных под МКАД (100-й км). 1997 год: https://pastvu.com/p/1084206
Участок восточного полукольца МКАД у Ярославского шоссе. 1960 год: https://pastvu.com/p/1030655
Садово-ландшафтный центр «Дружба»
Из посёлка Дружба над МКАД перекинут пешеходный мост к центру вьетнамско-российской дружбы.
Ярославское шоссе, 146 – Вьетнамский культурно-деловой центр «Ханой–Москва» с гостиницей и апартаментами (2014)
По северо-восточному участку МКАД курсирует московский автобус № 735. Расстояние от остановки «Ярославское шоссе» до следующей остановки «Камчатская улица» в районе Гольяново составляет 8 километров 200 метров – вероятно, это рекордно длинный перегон для московского общественного транспорта (если не считать маршрут 400Э от автовокзала Ховрино до Зеленограда по трассе М-11). На протяжении всех восьми километров за окном автобуса мелькают лишь деревья Лосиного острова.
102 км МКАД. Абрамцевская развязка (Хабаровская улица – МКАД – Хабаровская улица)
Абрамцевская развязка. Вид на Лосиный остров
Абрамцевская развязка. Вид на Лосиный остров. 1968 год: https://pastvu.com/p/90194
Московская кольцевая автодорога решила судьбу двух соседних деревень – Абрамцево сохранило сельский облик, а Гольяново, бывшая вотчина царя Алексея Михайловича и имение князей Трубецких, дало название московскому району, в котором проживает 163 000 человек.
В 1971 году в Гольяново открылся Московский центральный автовокзал, построенный в стиле советского модернизма по проекту архитектора Александра Рочегова. Прежде пассажиров междугородных и областных рейсов обслуживали автостанции на ВДНХ, Таганской площади, Житной улице. В новом просторном здании располагались кассы, залы ожидания, камера хранения, киоски с необходимыми в дороге товарами. С тех пор минуло полвека и советский автовокзал, якобы переставший соответствовать современным стандартам, был снесён.
Автовокзал. 1984 год: https://pastvu.com/p/23490
Мозаика в зале ожидания. 1980-1990 гг.: https://pastvu.com/p/908915
Щёлковское шоссе, 75 – открывшийся в 2020 году новый автовокзал на Щёлковском шоссе стал одним из нескольких автовокзалов на МКАД или в ближайших окрестностях МКАД, которые построены по единому принципу: небольшая транспортная составляющая интергрирована в большой торгово-развлекательный центр. Здание ТРЦ «Щёлковский» состоит из пяти подземных и шести надземных этажей, причём перроны для посадки в автобусы размещены на самом верхнем этаже, куда пассажиры поднимаются на лифте, а автобусы заезжают на крышу и выезжают по спиральному подиуму. Очевидно, вся эта затея с «реконструкцией» автовокзала была задумана, чтобы впихнуть в людное место очередной торговый центр.
Мозаика из зала ожидания сохранена и вмонтирована в дальний боковой фасад здания.
7-й А микрорайон Гольянова застраивался в 1980-1990-х годах.
Щёлковское шоссе, 100 – корпуса завода «Хроматрон», производителя цветных кинескопов, и лабораторный корпус ЦНИИТМАШ (1969-1971) превратились в офисно-торговые центры.
Вид с МКАД на Щёлковское шоссе. 1999 год: https://pastvu.com/p/810535
104 км МКАД. Щёлковская развязка (Щёлковское шоссе – МКАД – Щёлковское шоссе)
С северной стороны Щёлковского шоссе за МКАД находилось довольно большое село Щитниково, известное с XVI века и принадлежавшее первым царям из династии Романовых и другим вельможным особам. Крестьяне выращивали картофель, рожь и овёс, торговали ягодами и яблоками, но земледелие не приносило достатка и в XIX веке щитниковцы пошли работать на картонную и ткацкие фабрики. В первые годы советской власти в Щитниково проживали 750 человек. В будущем не исключается снос квартала Щитниково для расширения Щёлковского шоссе, которое проходит буквально под окнами деревенских домиков.
Щёлковское шоссе ведёт в посёлок Восточный – это один из московских микрорайонов, расположенных за МКАД. В 1937 году здесь была введена в эксплуатацию Сталинская водопроводная станция, строители которой жили в бараках, но уже через пару лет сотрудники станции заселились в новые дома Сталинского посёлка. Квартиры были как личные, так и коммунальные, но очень большие, с комнатами по 20 квадратных метров и трёхметровыми потолками.
Западная улица, 4 – административный корпус Сталинской водопроводной станции (1938)
Машинное здание первого подъёма. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/1153562
Машинное здание. 1960-1980 гг.: https://pastvu.com/p/107220
Сталинская водопроводная станция. Прибор контроля фильтрации и очистки воды в зале фильтров. 1937 год: https://pastvu.com/p/30977
Наземные павильоны отстойников фильтровальной станции. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/1153774
Главная улица рабочего посёлка Сталинский. 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/30953
Через весь посёлок проходит Главная улица.
Фонтан в сквере на Главной улице
Мемориал защитникам Родины, павшим в Великой Отечественной войне
Архитектурный ансамбль 1930-1950-х годов сохранился до наших дней с минимальными потерями, но довоенные жилые дома строились с деревянными перекрытиями и по этой причине могут оказаться в программе реновации.
Главная улица, 1 – жилой дом (1937)
Главная улица, 2 – жилой дом (1937)
Здесь стоял памятник Иосифу Сталину. После развенчания культа личности Сталина и станция, и посёлок поменяли названия, а с Главной улицы исчез памятник вождю.
Памятник Сталину. 1950-1951 гг.: https://pastvu.com/p/918165
Улица 9 Мая, 1 – жилой дом (1937)
Улица 9 Мая, 6 – жилой дом (1947)
Главная улица, 6 – жилой дом (1937)
Главная улица, 9 – жилой дом (1955)
Главная улица, 11 – жилой дом (1955)
Главная улица, 25 – панельный жилой дом (1979)
Западная улица, 1 – рабочий клуб Восточной водопроводной станции (клуб «Восток») построен в 1947 году на руинах снесённой церкви Дмитрия Солунского.
Церковь Дмитрия Солунского. 1935-1939 гг.: https://pastvu.com/p/30975 (снесена в 1939 году)
Храм святого великомученика Димитрия Солунского (1996, архитектор О.Журин) воссоздан на новом месте по сохранившимся чертежам старой церкви XIX века.
Главная улица, 13 – школьное здание (1962)
Улица 9 Мая, 13 – детский сад
Западная улица, 3 – столовая (1938). Большинство общественных зданий Сталинского посёлка построены по проектам архитекторов Н.Гераскина и А.Самойлова.
Западная улица, 2с3 – больница (1939)
Улица 9 Мая, 2 – пожарная часть (1938)
Улица 9 Мая, 10 – магазин (1938)
Главная улица, 1с3 – трансформаторная подстанция (1936)
По московской традиции трансформаторные подстанции украшены граффити.
За Гольяново МКАД снова проходит через лес, это уже не Лосиный остров, а лесопарк Измайлово. Ещё несколько километров пути и вдали покажутся знакомые реутовские новостройки, это нулевой километр МКАД – кругосветное путешествие вокруг Москвы завершено.
Московская кольцевая автомобильная дорога – самая длинная столичная автомагистраль протяжённостью 108,9 километров – была открыта в 1962 году. Спустя три десятка лет пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана и с 1993 года начался непрекращающийся период реконструкций. Сначала появилось освещение по всей длине трассы, заасфальтировано изначальное бетонное покрытие, барьерное ограждение разделило встречные потоки, затем «клеверные» развязки уступили место многоуровневым путепроводам, а ширина МКАД увеличилась с четырёх полос до десяти. Дорожные работы по совершенствованию развязок продолжаются и, согласно информации на сайте stroi.mos, будут завершены в 2024 году.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Лосиный остров, город на память, сталинки, Москва загадка, МКАД.