21.11.2021 15:07

«Посмотрим, дураки вы или умные». «Балалайкин и Ко» Сергея Газарова

Сергей Газаров недавно сел в кресло художественного руководителя театра Джигарханяна и сразу в этом театре появилась энергия. Провели ребрендинг, отстраняясь таким образом от прежнего скандала, и придумали новое название Театр ПРОГРЕСС STAGE. Сделали удобным сайт театра и разогрели ожидания публики премьерой спектакля «Балалайкин и Ко». Спектакля крайне интересного и нестандартного, имеющего свойство громко резонировать со временем, и прошлым, и настоящим.

Немного слов хочется посвятить предыстории спектакля, она интересна. Литературной основой стал довольно объёмный роман Салтыкова-Щедрина, написанный в конце 19в. под названием «Современная идиллия». Сам писатель классиком русской литературы не особо считается, и всегда попадает под тень великих. Возможная причины принижения статуса — это злободневная актуальность, неприятная для общества острота проблем и буквально законсервированная в его произведениях «злоба дня». Сатира у него настолько едкая, насколько и ярко-образная, гротескная, а главное, к стыду, нашему, неустаревающая. Роман Сергей Михалков переделал в пьесу, а Георгий Товстоногов в московском «Современнике» поставил спектакль, на который было невозможно попасть – с фееричными Валентином Гафтом, Олегом Табаковым, Игорем Квашей, Андреем Мягковым, Ниной Дорошиной. В этом же 1973 году была создана киноверсия. Брались за него и в Театре Фоменко. И вот год 2021 – «Балалайкин и Ко» в ПРОГРЕСС СЦЕНЕ, Сергей Газаров – режиссёр.

В предыдущей товстоноговской постановке сценография была самая что ни на есть классическая, с канделябрами, фраками, и прочими атрибутами присущими тому времени. Газаров пригласил Сергея Землянского в качестве режиссёра по пластике и сценографа Владимира Арефьева, по этой причине футуристическое оформление сцены настолько интересно, что стиль её заслуживает отдельного разбора. Вторая причина, по которой театралы сразу же обратили свой взор в сторону театра – громкое имя Сергея Чонишвили, приглашенного со стороны (впрочем, можно ли назвать МХТ «стороной») в одной из главных ролей (во втором составе Анатолий Кот).

Жанровая материя спектакля формируется в сфере сатирического гротеска и пародийных приёмов. Но сама пародия не на литературный первоисточник, пародия уже заложена в романе самим Салтыковым-Щедриным.

Пародия прячется в глубинных пластах текста, и зритель невольно чувствует ядовитые вкрапления, иронию, насмешку, но что очень важно – не явно, не в лоб и не с размаха. И смяться зритель будет не часто, потому как смех этот над узнаванием нашей российской действительности, и типажей, и характеров, и присущих человеку опасливых страхов в самом себе. Своеобразный юмор в пьесе начинается уже с имён главных героев — Молчалин Грибоедова, Глумов Островского и Балалайкин, который переселился со страниц другого произведения Салтыкова-Щедрина. Время идёт, а Молчалин всё так же нерешителен и угодлив, Глумов также зрит в корень и даёт истинные оценки людям, которым льстит. До безобразия неприятно узнаваемы и другие персонажи, к которым тянутся параллели из современной действительности.

Радует ненавязчивость подачи, радует отсутствие агрессии в отношении «обличения пороков» — актуализация написанного Салтыковым-Щедриным заключается в другом. Зрители лишь наблюдатели, на сцене мы видим зеркало, которое лишь отражает и нас, и наше время. Что изменилось кроме бытовой атрибутики? Герои, два друга, Молчалин (Сергей Климов) и Глумов (Сергей Чонишвили) сами себя ограничивают в желаниях и разговорах внутренней цензурой, подгоняют себя под рамки добропорядочных граждан, запрещают себе думать и размышлять, разрешают есть и спать. Добровольно подрезают себе языки, помещают себя в невидимую тюрьму, в которой довольно-таки удобно существовать, искореняют в себе свободу мысли и нивелируют её ценность. Парадоксальный случай знакомит их с авантюрным адвокатом Балалайкиным (Альберт Хасиев) и грозным квартальным Иваном Тимофеевичем (Сергей Серов).

И далее в спектакле обнаруживается великолепная и сумасшедшая фантасмагоричность сюжета и героев. Абсурдность истории, в которую оказались вовлечены герои, показана посредством почти карнавального вихря масок и сценической гротескности, родословная которой похоже ведёт к мюзик-холлу. Актёрам интересно в своих образах, есть что играть. Как всегда, великолепный Сергей Чонишвили, который полностью «зацепил» и выхватил из жизни все характерные нюансы своего персонажа. Обращайте внимание на пантомиму рук молодых артистов одетых в униформу, они играют Страхи, не те страхи, что из подсознания, а внушённые, что на поверхности и говорят противными голосами «Сиди спокойно!», «Не делай этого!», «Зачем тебе всё это надо!»

Смешно, ярко, красиво, поучительно.

И финал не ставит громких вопросов «Как жить?», «Кто виноват?» или «Что делать?». Досыта накормленный гражданин с загнанными внутрь себя страхами и потушенным огнём, не взлетит в небо, а предпочтёт ему свою лоханку с едой да квартирку с отоплением.

Не так ли, господа?

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрики: Разное, Культура. Метка: ПРОГРЕСС STAGE.

Другие публикации

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

03.12.2021 в 19:59

Вы продаёте котят? «САНСАРА», Пермский театр «У Моста»


«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова - это спектакль специфично русский и очень глубокий.

03.12.2021 в 18:34

Коллеги по цеху признали Андрея Найдёнова лучшим кинооператором года


XVII церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат» состоялась 2 декабря в кинотеатре «Художественный».

02.12.2021 в 16:19

«Степь Чехова» в Школе современной пьесы


В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Степь Чехова» в постановке Александра Кима.

02.12.2021 в 01:11

Смерть, боль, тлен, мрак или трудности подросткового возраста


В ЦДР на Беговой состоялся показ спектакля Никиты Патуева «О моем светлом будущем и прочем идиотизме» по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам».

01.12.2021 в 23:28

Вспоминая «русского Родена»


На Автозаводской улице открылся культурный центр имени выдающегося скульптора Степана Эрьзи.

30.11.2021 в 21:36

Пользовался ли Бог смартфоном?


Кинорежиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов представляет сериал iBible, в котором сюжеты Ветхого завета пересказаны в формате скринлайф.

30.11.2021 в 15:10

Первый в России Музей криптографии откроется в Москве 21 декабря


В музее будут представлены уникальная историческая коллекция шифровальной техники, средства передачи информации и архивные документы.

29.11.2021 в 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье


На почтовой станции в деревне Бирюлёво путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице.

27.11.2021 в 17:15

Жена или «Мама»? Сцена «Под крышей» Театра Моссовета


Елена Светлова - жена Марчелли или «Мать» у Зеллера?

Дата мероприятия: 30.11.2021

Российский фонд культуры приглашает на экскурсии


Особняк Замятина-Третьякова-Рябушинского на Гоголевском бульваре построен в конце XVIII века.

Дата мероприятия: 02.12.2021

Церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат»


2 декабря года в кинотеатре «Художественный» состоится вручение премий за лучшую
операторскую работу в полнометражном художественном фильме.

24.11.2021 в 22:18

Я люблю тебя, мой пупсик. «Лолита» в Театре «У Никитских ворот


В случае «Лолиты» в театре «У Никитских ворот» давайте называть вещи своими именами.

18.11.2021 в 12:56

Маша Шмидт открывает окна в небо


Взгляд на небо предоставляет возможность ненадолго остановиться, раствориться в бòльшем, сделать вздох и... взлететь.

15.11.2021 в 01:10

«Город на память». 702. Музей обороны Москвы


В фондах Музея обороны Москвы хранятся 4000 подлинных экспонатов - оружие, личные вещи, документы, фотографии.