24.11.2021 22:18

Я люблю тебя, мой пупсик. «Лолита» в Театре «У Никитских ворот

Заграничные имена драматургов часто вводят наших режиссёров в гипнотическое состояние. Надо заметить, что бронзовой краской достойны быть покрыты далеко не все те, кого вперёд времени называют классиками. Всё же время отличный соавтор художественных произведений. Берясь за такой неоднозначный роман как «Лолита» Владимира Набокова хорошо бы чётко ставить перед собой вопрос: «Зачем я это делаю?» и «Хватит ли у меня ресурса?». Надеяться на спасательный круг в виде имени известного американского драматурга Эдварда Олби опрометчиво — пьеса сильно переиначила литературную основу, можно даже употребить термин «обульварила». Впрочем, это неудивительно, Олби писал её для неонового Бродвея, поэтому эстетику набоковского языка драматург посчитал малоуместной, и максимально огрубил, как текст, так и фабулу. От провала данная манипуляция не спасла, а сын Набокова Дмитрий возмущенно писал: «…Это карикатура! Если бы отец увидел её, он бы ужаснулся. Предвижу, что неизбежное количество идиотов, считающих «Лолиту» порнографией в ближайшее время в СССР возрастет…». Иными словами, если достаточно провокативный роман спасает высокая поэзия и строй чувств литературного оригинала, то вульгарно переиначенный, он теряет свою «защиту» и воспринимается самым низменным образом.

Но кто не рискует в театре, тот не срывает аплодисментов. Всех «Лолит» мне не перечислить, выделю лишь громкую и асексуальную у Романа Виктюка, которую несмотря на весь эпатаж и осторожные заявления режиссёра, что его спектакль «лишен эротики», а также великолепный кастинг (Ирина Метлицкая, Сергей Виноградов, Сергей Маковецкий, Валентина Талызина), публика приняла далеко без восторгов.

Фабула у Олби как бы осталась прежней – влечение почти 40-летнего мужчины к 11-летней девочке-нимфетке. Для развлечения бродвейской публики Олби ввёл персонажа Рассказчика, за которым угадывается сам Набоков и который присутствует на сцене, комментируя происходящее и управляя своим героем Хамбертом. В первом действии герой произносит много слов о любви и обращаясь к залу требует понимания – «в Индии, Африке выдают замуж 10-летних, почему мне нельзя, почему меня осуждают?». Во второй мстит за отнятое наслаждение, не забывая требовать сочувствия. Первое действие – о сексуальной паталогии в подробностях, второе – о распаде личности. Преступление и, так сказать, наказание.

Впрочем, оставим сюжет, вернёмся в театр «У Никитских ворот» и Марку Розовскому, который поставил этот спектакль. Только кажется, что после успехов известному режиссёру всё идет в руки само собой, где он как будто бы проложил дорогу и остаётся двигаться накатом. Нет, в искусстве так не бывает, в искусстве инерция опасна. Современному искусству чужды стереотипы и штампы. Со слов зрителей, которые ходят в этот театр, называют авторским, ему присуща «своя стилистика». Но существует ли она в принципе, когда спектакль переведён в рациональную плоскость, когда события передаются только картинкой, когда на сцене актёрская разбалансировка, кто-то играет драму, кто-то ломает комедию. Негритянка старательными ужимками напоминает Бабу Ягу из новогодней сказки про Машу и Витю. От мужчины в женском платье попахивает трэшем. Медсестра и врач пытаются смешить. Шарлотта вроде ведёт линию мелодрамы и истекает кровью. Лолита в носках на лежанке картинно изображает нимфетку. Рассказчик из угла натужно пытается фраппировать словами «оргазм» и «эрекция».

Наблюдая эту какофонию, зритель оказывается в положении посетителя аттракциона.

В случае «Лолиты» в театре «У Никитских ворот» давайте называть вещи своими именами. Спектакль не спорный, не неоднозначный, не посредственный — он просто бездарный.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации

07.05.2021 в 11:18

Хлыст для царя


В Театре у Никитских ворот долгожданная премьера: русский мюзикл Марка Розовского «Тайна Распутина».

03.03.2021 в 09:23

От страдания к состраданию — «Сон смешного человека»


Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.

27.09.2020 в 10:52

Образ жизни — террор


В театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Фанни»

13.11.2019 в 10:49

Убивец


В Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля «Убивец». Написал и поставил пьесу Марк Розовский.

10.09.2019 в 08:31

Мудрец


Театр У Никитских ворот открыл сезон премьерой спектакля «Мудрец», поставленного Аркадием Кацем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

11.03.2019 в 00:39

Памятник неизвестному стиляге


Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...

25.02.2019 в 21:11

«Стеклянный зверинец»: хрупкие люди с непоправимым будущим


Драматурга Теннесси Уильямса можно назвать мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

03.12.2021 в 19:59

Вы продаёте котят? «САНСАРА», Пермский театр «У Моста»


«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова - это спектакль специфично русский и очень глубокий.

03.12.2021 в 18:34

Коллеги по цеху признали Андрея Найдёнова лучшим кинооператором года


XVII церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат» состоялась 2 декабря в кинотеатре «Художественный».

02.12.2021 в 16:19

«Степь Чехова» в Школе современной пьесы


В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера спектакля «Степь Чехова» в постановке Александра Кима.

02.12.2021 в 01:11

Смерть, боль, тлен, мрак или трудности подросткового возраста


В ЦДР на Беговой состоялся показ спектакля Никиты Патуева «О моем светлом будущем и прочем идиотизме» по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам».

01.12.2021 в 23:28

Вспоминая «русского Родена»


На Автозаводской улице открылся культурный центр имени выдающегося скульптора Степана Эрьзи.