29.11.2021 12:26

«Город на память». 703. Бирюлёво и Загорье

29 ноября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 703. Бирюлёво плодово-ягодное и Загорье

Деревня Бирюлёво существовала, предположительно, с XV века и располагалась в шестнадцати верстах от Москвы на почтовой дороге, известной сейчас как Варшавское шоссе. На почтовой станции путники могли сменить лошадей и переночевать в гостинице. Считается, что первыми владельцами окрестных земель были дворяне Бирилевы, по фамилии которых и названа деревня.

На дальнейшее развитие Бирюлёво повлияли не ямщики, а железнодорожники, основавшие в 1900 году посёлок при узловой станции Бирюлёво-Товарная Павелецкой железной дороги, расположенной в нескольких километрах на юго-восток от деревни.

Смотрите старые карты. Карта Шуберта. 1860 год: http://retromap.ru/0818601_0420092_55.606087,37.603712

Таким образом в современном административном делении историческая деревня с почтовой станцией находилась бы в районе Чертаново на берегах Кировоградских прудов на реке Городня. А нынешний большой район Москвы Бирюлёво оказался привязан к железной дороге, которая стала границей между Бирюлёво Восточным и Бирюлёво Западным.

Смотрите старые фотографии. Станция Бирюлёво-Товарная. 1979 год: https://pastvu.com/p/27681

Окрестности станции Бирюлёво-Товарная застраивались жилыми домами, казармами, бараками и пакгаузами, в посёлке открылись железнодорожное училище, чайная лавка, трактир. В первые годы советской власти вблизи железной дороги строились новые заводы и фабрики и в 1939 году в рабочем посёлке Бирюлёво (не путать с одноименной деревней, про которую можно забыть) проживало 12 000 человек. Здесь работали фабрика имени Калинина, Московский стекольный завод, фабрика имени Орджоникидзе, Московский комбинат хлебопродуктов с гигантским элеватором и другие предприятия.

Индустриальная застройка обширной промзоны, чёрная копоть от дыма десятков паровозов и фабричных труб, транспортная изолированность превратили Бирюлёво в окраину с плохой репутацией. Ситуация начала меняться к лучшему после 1960 года, когда МКАД стала новой границей Москвы и в прилегающих районах развернулось массовое жилищное строительство – обитатели бараков получали ордера для переселения в новые квартиры. После закрытия подавляющего большинства промпредприятий в девяностые годы улучшилась экология и сейчас Бирюлёво утратило пролетарскую брутальность и является обычным спальным районом со свежепостроенными жилыми комплексами. Впрочем, цены на бирюлёвские квартиры ниже среднемосковских на 30%, что обусловлено отсутствием в районе метро. Единственной магистралью, ведущей в центр города, по-прежнему остаётся Липецкая улица, главная улица района.

Липецкая улица

Пруд Дунай и огороженные клубничные поля. 1976 год: https://pastvu.com/p/23223

Пруд Дунай в окружении многоэтажек. 1985 год: https://pastvu.com/p/926301

Современный вид. Искусственный пруд Дунай создан на ручье в первые десятилетия советской власти для полива совхозных землянично-клубничных плантаций.

Дореволюционных зданий в Бирюлёво, кажется, не осталось, а самые старые жилые дома советской постройки сохранились в микрорайоне Посёлок Загорье. В XVII веке эта местность была известна как пустошь Загорье. В 1781 году сельцо стало предметом торга между его владельцем статским советником Петром Курбатовым и императрицей Екатериной II, пожелавшей присоединить Загорье к своим угодьям в Царицыно (бывшая Чёрная Грязь). Сделка не состоялась и в дальнейшем земельные владения принадлежали купеческим семьям, из которых наибольший вклад в развитие Загорья внесли Крестовниковы.

Во второй половине XIX века Крестовниковы проложили шоссе, названное в их честь, построили церковно-приходскую школу, провели телефонную линию, вырыли колодцы, благоустроили пруды, в которых затем разводили рыбу, разбили регулярный и ландшафтные парки, высадили деревья редких пород. Загорские крестьяне в этот период занимались промыслами — работали артельщиками, ломовыми извозчиками, трудились на мишурных и канительных фабриках, изготавливали гильзы для папирос.

После Великой Октябрьской социалистической революции и национализации купеческой собственности в усадьбе был основан совхоз имени Ленина, специализировавшийся на выращивании ягод. На площади в 25 гектаров передовики-аграрии получали в среднем по 60 центнеров земляники с гектара, чему немало способствовало содействие специалистов плодово-ягодной станцией, переведённой из Мысово в Загорье в 1932 году. На базе станции возник Научно-исследовательский зональный институт Нечерноземной полосы РСФСР (Институт садоводства, ГНУ ВСТИСП Россельхозакадемии, Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства).

Учёные института создали коллекции плодово-ягодных сортов насчитывающие 1410 образцов и 1797 цветочно-декоративных культур, вывели высокоурожайные и зимостойкие сорта плодово-ягодных пород, разработали эффективные схемы возделывания почвы и защиты растений от вредителей. Среди выведенных сортов есть земляника «Красавица Загорья» и «Надежда Загорья», вишня «Бирюлёвская», груша «Загорьевская».

Загорьевская улица, 4 – Московская плодово-ягодная опытная станция (1935, надстройки 1948 и 1956 годов)

Московская плодово-ягодная опытная станция. 1948-1951 гг.: https://pastvu.com/p/290354

Загорьевский проезд, 4 – Дом науки Академии сельскохозяйственных наук (1984)

Ягодная улица, 12 – типография Академии сельскохозяйственных наук (1960), магазин «Пятёрочка»

Загорьевский проезд, 11 – бывшая территория Института садоводства с комплексом хозяйственных строений 1960-1973 годов

Загорьевская улица, 4с10 и 4с11 – заброшенные лабораторные корпуса Института садоводства (1961 и 1966)

Корпуса заброшенного завода по переработке ягод

Ягодная улица, 15 – гостиница «Урожай» при Институте садоводства (1968), гостиница «Загорье»

Загорьевская улица, 10к4 – продуктовый магазин (1987), ныне – технопарк и административное здание

В первые годы советской власти четыре двухэтажных дома имения Крестовниковых приспособили под школу с библиотекой, клуб, детский сад и ясли. На современной Ягодной улице установлен указатель, показывающий направление к усадьбе Загорье, но тех самых купеческих домов мы не увидим по причине сноса обветшавших зданий. Под «усадьбой» указатель подразумевает лишь остатки регулярного парка на берегу Большого Герценского пруда.

Большой Герценский пруд назван по имени публициста Александра Герцена, бывавшего в Загорье у родственников и упомянувшего усадьбу в романе «Былое и думы».

Пруд в Загорье. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/1357234

Старая плотина на Герценском пруду. 1950 год: https://pastvu.com/p/73016

Водосброс Герценского пруда в коллектор

Место слияния Никольского и Попова ручьёв, исток реки Журавенки

Посёлок Загорье, 2 – жилой дом (1963).

Квартал кирпичных домов барачного типа с деревянными перекрытиями до сих пор сохранился в окружении многоэтажек, в том числе и очень высоких – до 48 этажей. Загорские двухэтажки включены в программу реновации ветхого жилого фонда.

Посёлок Загорье, 3 – жилой дом (1964)

Посёлок Загорье, 4 – жилой дом (1960)

Посёлок Загорье, 6 – жилой дом (1960)

Загорьевская улица, 3к1 – жилой дом серии П-46 (1984)

Загорьевская улица, 5 – жилой дом серии П-46 (1984)

Загорьевский проезд, 11 – жилой дом серии II-49Д (1976)

На Ягодной улице на берегу Нижнего Бирюлёвского пруда в 2011-2012 годах был построен квартал многоэтажных домов.

Михневская улица, 8 – жилой комплекс «Загорье» (2012)

Михневская улица, 4 – универсам (1988) построен на месте осушенного болота.

Универсам. 1996-1999 гг.: https://pastvu.com/p/90754

Михневская улица, 19к1 – жилой дом серии I-515/9ЮЛ (1973)

Михневский проезд, 2 – храм Входа Господня в Иерусалим (2012)

Дом причта с трапезной, крестильней и учебными классами (2015)

За железной дорогой продолжается типовая застройка советского периода, перейти из Бирюлёво Восточного в Западное можно по подземному переходу станции Бирюлёво-Пассажирская.

Булатниковский проезд, 14с6 и 14с7 – многоквартирный жилой дом (1984) и универсам (1985)

Булатниковский проезд. Магазин «Продукты». 1998 год: https://pastvu.com/p/62173

Овраг Подосёлки был засыпан в 1935 году при строительстве железной дороги Павелецкого направления, а часть оврага стала прудом Подосёлки. В 1980-е годы берега укрепили бетонными плитами.

Строящийся шатровый храм Сретения Господня, рассчитанный на 600 прихожан, и временный деревянный храм-часовня (2012)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Бирюлёво.

Другие публикации