01.12.2021 23:28

Вспоминая «русского Родена»

30 ноября 2021 года в рамках празднования 145-летия со дня рождения выдающегося российского скульптора Степана Эрьзи на Автозаводской улице состоялось открытие нового культурного пространства – «Эрьзя-центра». Постоянную экспозицию музейно-выставочного центра составляет коллекция слепков, выполненных с оригиналов малодоступных работ мастера Эрьзи из российских и зарубежных музейных и частных коллекций, ценные библиографические материалы, архивные документы, фотографии.

Будущий скульптор Степан Нефёдов родился в 1876 году в Симбирской губернии в крестьянской семье. Первые уроки изобразительного искусства юноша получил в иконописных мастерских, занимаясь росписью церквей приволжских сел и городов. После обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества он переехал в Европу, участвовал в международных выставках и получил мировое признание. Свои работы Нефёдов стал выставлять под творческим псевдонимом Степан Эрьзя, таким образом отдавая дань землякам – эрзя, одному из древних этносов мордовской группы.

С 1906 по 1914 год скульптор плодотворно работал в Италии и Франции, но вернулся на Родину, которую ожидали великие потрясения. Степан Эрьзя принял Октябрьскую революцию, создавал героические образы трудового народа и революционных лидеров, но вскоре перестал вписываться в планы советской монументальной пропаганды и вновь эмигрировал из России – на этот раз в Латинскую Америку.

Творческая командировка затянулась почти на четверть века и стала очень успешным периодом в жизни скульптора, который поселился в Аргентине, много путешествовал по сельве, знакомился с искусством и бытом местного индейского населения. Любимым материалом для работы стала плотная и прочная древесина кебрачо. В 1951 году Степан Эрьзя вернулся в СССР, привезя 180 своих скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора общим весом 175 тонн. Правительство предоставило ему небольшую мастерскую на Соколе, наградило орденом Трудового Красного Знамени, а в 1954 году состоялась единственная прижизненная выставка в зале на Кузнецком мосту. А вот обещанного помещения для музея Эрьзя не дождался, несмотря на большой интерес ценителей искусства к его скульптурам и признание великих мастеров, таких как Сергей Конёнков.

Всё творчество Эрьзи было проникнуто чувством глубокого патриотизма, но советские чиновники с недоверием относились к эмигрантам и имя талантливого скульптора после его смерти замалчивалось. Лишь спустя десятилетия после смерти Эрьзи стали издаваться альбомы и исследования, заново открывшие работы мастера. Для сохранения и популяризации наследия скульптора, которого называют «Русским Роденом», в 2007 году был создан Международный фонд искусств имени С.Д.Эрьзи, стараниями которого и создан «Эрьзя-центр».

Главная цель Центра – вписать имя выдающегося скульптора в культурную жизнь столицы, стать новым актуальным арт-пространством, интересным разным возрастам и слоям культурного сообщества. Малоизвестные произведения собирались по всему миру, реставрировались и в виде точных копий теперь представлены в музейных залах. Помимо знакомства с творчеством Эрьзи здесь планируется организация музыкальных и театральных вечеров, встреч с интересными людьми, дискуссий об искусстве.

Эрьзя Центр. 30.11.21.16ш. Мих Ильяев.Эрьзя Центр. 30.11.21.38ш.Эрьзя Центр. 30.11.21.33ш.Эрьзя Центр. 30.11.21.47ш.Эрьзя Центр. 30.11.21.49ш.

Фото: Евгений Чесноков, Геннадий Шингарёв

Рубрика: Репортаж. Метка: искусство.

Другие публикации