«Чтобы жить дальше надо принять мир, не озлобиться, не забаррикадироваться, иначе так и будешь буксовать в тюрьме своей обиды».
Максим Астафьев
Пьеса «Ганди молчал по субботам» стала настоящим бестселлером молодого российского драматурга Анастасии Букреевой. «Любимовка», «Кульминация», «Первая читка» признали ее лучшей среди конкурсантов. В рамках проекта «ЦДР. Старт» молодые актеры во главе с режиссером Никитой Патуевым представили зрителю свою версию пьесы, stand-up драму «О моем светлом будущем и прочем идиотизме».
Спектакль представляет собой бесконечный внутренний монолог подростка. Его глазами мы наблюдаем, как рушится его благополучная жизнь. Счастливая семья распадается на отдельные несчастные кусочки, отец уходит к молодой секретарше в попытке сбежать от стареющего самого себя, мама в отчаянии приводит в дом чужого мужчину, смертельно заболевает сестра, дед все больше теряет связь с реальностью, созванивается с давно умершими друзьями, в конце концов уходит на придуманную войну и не возвращается. И даже собака Карамелька теряется. Подросток Саша впервые сталкивается с темой смерти и разрушения. Этим наполнены его размышления: воспоминания о мертвом ежике, мысли о зомби и трупных червях. В душе героя царит пессимизм и разочарование.
Как жить дальше, Саша не знает. Он приводит домой Лизу, проживающую на улице, чем шокирует свою семью. Лиза становится его единственным другом. Поговорить с Лизой Саше не удается, потому что она все время молчит. Ее молчание ужасно злит его. Единственные произнесенные ею слова: «Ганди молчал по субботам» приобретают для него совершенно особый смысл. В мире, не замолкающем ни на минуту, слова теряют смысл, а молчание становится золотом. Молчание Лизы – ее способ примириться со своей страшной потерей. Когда-то Лиза потеряла ребенка и теперь ищет его на улице среди прохожих. Лиза становится лекарством для Саши, который потерял все, что у него было – семью, счастье, безмятежность и защищенность. Она помогает ему прожить эту травму. Он отказывается от всего, что связывает его с прошлой счастливой жизнью. Первым делом отказывается от имени. Теперь его зовут просто Мот. Для Мота Лиза становится не просто другом, а новой точкой опоры, мостиком к новому смыслу жизни. Для него больше нет мамы и папы, есть родитель 1 и родитель 2. Мот перестает мыться. Он отказывается от слов. Молчание прерывает его общение с внешним миром, но внутри продолжается бурный диалог. И в конце концов он переселяется на улицу и занимает место Лизы.
В заключительных внутренних монологах Мота параллельно существует прошлое и настоящее. «Мама. Папа. Сестра. Дедушка. Карамелька. Мой дом. Моя крепкая, любимая семья».
Душа ребенка очень хрупкая. А взросление – это таинство. Это прыжок, трансформация. У Мота получился затяжной прыжок. Похоже, Мот застрял между прошлым и настоящим. Но есть надежда, что он сможет простить своих родных, отпустить прошлое и жить дальше.
Исполнитель главной роли Павел Комаров несет на себе львиную долю эмоциональной нагрузки. Это почти моноспектакль. Один длинный монолог с небольшими репликами остальных участников. Мот часто берет микрофон, видимо, чтобы усилить внутренний крик, вопль души. Остальные роли как будто нанесены легким штрихом и проходят как тени в воспоминаниях главного героя. Несколько ярких пятен – любовница отца тетя Лена в красном платье и дед, комический персонаж, разговаривающий то с телевизором, то с покойными друзьями. Сестра Катя – единственный взрослый, понимающий и принимающий Мота. Если Лиза помогла мальчику прочувствовать и прожить свою огромную боль, то Катя – тот человек, рядом с которым Мот в дальнейшем мог бы вернуться к жизни из своего буддийского молчаливого небытия.
Мне кажется очень интересной музыкальная и пластическая линия спектакля. Когда не хватает слов, музыка и движение лучше всего передают чувства, внутреннее состояние. Мот танцует. И этот танец передает весь надлом, происходящий у него внутри. Выход членов семьи происходит под музыку, они шагают в едином ритме, как будто запрограммированы на некие ежедневные повторяющиеся действия.
Мы не знаем, что будет дальше с мальчиком. Останется он жить на улице или вернется домой. Как сложится его жизнь – это его будущее, его выбор. Для нас спектакль – это шанс лучше понять подростка, на которого сразу свалилось и взросление, и развод родителей, когда у него уходит почва из-под ног и рушится мир. А может быть лучше понять себя и свои переживания, боль одиночества и непонимания, с которыми когда-то не смогли справиться.
Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Беговой.