02.12.2021 01:11

Смерть, боль, тлен, мрак или трудности подросткового возраста

«Чтобы жить дальше надо принять мир, не озлобиться, не забаррикадироваться, иначе так и будешь буксовать в тюрьме своей обиды».
Максим Астафьев

Пьеса «Ганди молчал по субботам» стала настоящим бестселлером молодого российского драматурга Анастасии Букреевой. «Любимовка», «Кульминация», «Первая читка» признали ее лучшей среди конкурсантов. В рамках проекта «ЦДР. Старт» молодые актеры во главе с режиссером Никитой Патуевым представили зрителю свою версию пьесы, stand-up драму «О моем светлом будущем и прочем идиотизме».

Спектакль представляет собой бесконечный внутренний монолог подростка. Его глазами мы наблюдаем, как рушится его благополучная жизнь. Счастливая семья распадается на отдельные несчастные кусочки, отец уходит к молодой секретарше в попытке сбежать от стареющего самого себя, мама в отчаянии приводит в дом чужого мужчину, смертельно заболевает сестра, дед все больше теряет связь с реальностью, созванивается с давно умершими друзьями, в конце концов уходит на придуманную войну и не возвращается. И даже собака Карамелька теряется. Подросток Саша впервые сталкивается с темой смерти и разрушения. Этим наполнены его размышления: воспоминания о мертвом ежике, мысли о зомби и трупных червях. В душе героя царит пессимизм и разочарование.

Как жить дальше, Саша не знает. Он приводит домой Лизу, проживающую на улице, чем шокирует свою семью. Лиза становится его единственным другом. Поговорить с Лизой Саше не удается, потому что она все время молчит. Ее молчание ужасно злит его. Единственные произнесенные ею слова: «Ганди молчал по субботам» приобретают для него совершенно особый смысл. В мире, не замолкающем ни на минуту, слова теряют смысл, а молчание становится золотом. Молчание Лизы – ее способ примириться со своей страшной потерей. Когда-то Лиза потеряла ребенка и теперь ищет его на улице среди прохожих. Лиза становится лекарством для Саши, который потерял все, что у него было – семью, счастье, безмятежность и защищенность. Она помогает ему прожить эту травму. Он отказывается от всего, что связывает его с прошлой счастливой жизнью. Первым делом отказывается от имени. Теперь его зовут просто Мот. Для Мота Лиза становится не просто другом, а новой точкой опоры, мостиком к новому смыслу жизни. Для него больше нет мамы и папы, есть родитель 1 и родитель 2. Мот перестает мыться. Он отказывается от слов. Молчание прерывает его общение с внешним миром, но внутри продолжается бурный диалог. И в конце концов он переселяется на улицу и занимает место Лизы.

В заключительных внутренних монологах Мота параллельно существует прошлое и настоящее. «Мама. Папа. Сестра. Дедушка. Карамелька. Мой дом. Моя крепкая, любимая семья».
Душа ребенка очень хрупкая. А взросление – это таинство. Это прыжок, трансформация. У Мота получился затяжной прыжок. Похоже, Мот застрял между прошлым и настоящим. Но есть надежда, что он сможет простить своих родных, отпустить прошлое и жить дальше.

Исполнитель главной роли Павел Комаров несет на себе львиную долю эмоциональной нагрузки. Это почти моноспектакль. Один длинный монолог с небольшими репликами остальных участников. Мот часто берет микрофон, видимо, чтобы усилить внутренний крик, вопль души. Остальные роли как будто нанесены легким штрихом и проходят как тени в воспоминаниях главного героя. Несколько ярких пятен – любовница отца тетя Лена в красном платье и дед, комический персонаж, разговаривающий то с телевизором, то с покойными друзьями. Сестра Катя – единственный взрослый, понимающий и принимающий Мота. Если Лиза помогла мальчику прочувствовать и прожить свою огромную боль, то Катя – тот человек, рядом с которым Мот в дальнейшем мог бы вернуться к жизни из своего буддийского молчаливого небытия.

Мне кажется очень интересной музыкальная и пластическая линия спектакля. Когда не хватает слов, музыка и движение лучше всего передают чувства, внутреннее состояние. Мот танцует. И этот танец передает весь надлом, происходящий у него внутри. Выход членов семьи происходит под музыку, они шагают в едином ритме, как будто запрограммированы на некие ежедневные повторяющиеся действия.

Мы не знаем, что будет дальше с мальчиком. Останется он жить на улице или вернется домой. Как сложится его жизнь – это его будущее, его выбор. Для нас спектакль – это шанс лучше понять подростка, на которого сразу свалилось и взросление, и развод родителей, когда у него уходит почва из-под ног и рушится мир. А может быть лучше понять себя и свои переживания, боль одиночества и непонимания, с которыми когда-то не смогли справиться.

 

SSR_1932SSR_1971SSR_2090SSR_2135SSR_2160SSR_2200SSR_2226SSR_2354SSR_2395SSR_2458SSR_2519SSR_2546SSR_2649SSR_2668SSR_2694SSR_2755SSR_2783SSR_2813SSR_2860SSR_2880SSR_2932SSR_2940SSR_2981SSR_3043

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: ЦДР на Беговой.

Другие публикации

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

03.01.2020 в 21:50

Бригитта в погоне за счастьем


В рамках проекта «ЦДР. Старт» команда выпускников ГИТИСа представила спектакль по тексту австрийской писательницы, нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Любовницы».

23.06.2022 в 14:59

«Город на память». Политехнический музей. Открытая коллекция


В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.

22.05.2022 в 04:40

«Ночь музеев» в Ленинградской области прошла во главе с Петром Великим


Авторские экскурсии, старинные песни и подарок от Арины Родионовны — 21 мая Ленинградская область присоединилась к Всероссийской акции «Ночь музеев»

09.05.2022 в 16:44

«Любимые песни о главном» прозвучали в Петербурге


Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.

20.04.2022 в 19:13

Контрабас (Новое звучание) – ценителям качественного звука


В МХТ состоялась премьера спектакля "Контрабас (Новое звучание)" по раннему произведению Патрика Зюскинда.

19.04.2022 в 21:00

Шарлотта Ивановна, покажите фокус!


«Вишневый сад» подкупает нежностью названия, тогда как эта чеховская пьеса в самом буквальном понимании - бухгалтерская.

19.04.2022 в 09:06

Магадан – это ты, Магадан – это мы. “Магадан/Кабаре” в Театре ОКОЛО


Приходя в ОКОЛО необходимо расстаться с представлениями, какими должны быть спектакли в целом.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

15.04.2022 в 22:40

В КСК «Измайлово» прошёл турнир по пони-спорту


Юные пони-спортсмены смело перепрыгивали препятствия и демонстрировали навыки верховой езды.