03.12.2021 19:59

Вы продаёте котят? «САНСАРА», Пермский театр «У Моста»

О «Сансаре» сложнее всего рассказывать, потому что это пронизывающий спектакль.
Любой спектакль впускает в душу множество впечатлений, но удерживает у сердца редкий.
«Сансара» из таких.
«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова — это спектакль специфично русский и очень глубокий.

Сергей Федотов в двух-трёх местах «чуть-чуть» подправил текст пьесы, тонкой кистью художника добавив мазки на холст, которому предстоит стать спектаклем. И именно эти внесённые им правки дарят зрителю те самые катарсические переживания, о которых так много говорят, но мало где их можно прочувствовать. Без этих правок спектакль бы вышел совсем другим, хорошим, но другим. Без этих правок, которые есть в одном слове, одной детали, финале – получился бы фантастический сюр, с ними – обнажаются глубокие пласты реальной жизни.

В спектакле две женские роли, обозначенные как Старуха (Регина Шнигирь) и Женщина (Мария Баландина). И блестящая тень от персонажа «Спящий за шифонером» по имени Миша.

Две героини, две изломанные исковерканные женские судьбы, и обе не сдаются, обе нелепыми поступками, сами не ведая того, меняют обстоятельства и спектакль достигает своей цели – сердце плачет двумя видами слез. Первые катятся от обречённого осознания невозможности что-то изменить, вторые от того, что «чудеса» есть и заключаются в малом.

В фарсовой лёгкости мизансцен и их комедийной окраске, в репликах и диалогах всегда ощущается серьёзный подтекст, который транслируется в противопоставлении лёгкой внешней форме. За комическим прячется трагическое. Смешное – лишь окраска действия, суть его – безграничное терпение русского человека, который при всех ударах судьбы сохраняет веру в хорошее светлое, если не с ними и не сейчас, то потом и обязательно. «Сансара» не про метафизику, а про то, что душа, понятие абстрактное, но живое, а страдания души призваны делать людей добрее…

Регина Шнигирь удивительная актриса, с неповторимой актёрской индивидуальностью. То, что она делает на сцене неимоверно интересно, трудно передать словами радость от игры этой актрисы.

В её возрасте надо играть романтических героинь и даже Джульетту, а ей везет на роли бабок, из которых она как на шоколадной фабрике делает конфеты. После полусумасшедшей старухи в «Красавице из Линнэна» Мак Донаха, казалось бы, ну что еще можно добавить, чем «украсить», как и зачем уходить от столь удачно наработанных приёмов.

Шнигирь не просто создаёт на сцене личность, обладающую достоинством целостности, а рождает эту личность, этот характер. Невозможно никак расщепить единство актрисы и наивный и вместе с тем драматический созданный ею образ чудаковатой бабки – актёрское перевоплощение тотальное. Речь не про удачное изображение примет «внешней характерности», а возникающее как чудо, искусство раскрытия зрительского сердца и вовлечения его в особое эмоциональное пространство абсолютного сопереживания, полного погружения в момент. Этот скачок происходит по нарастающей, от «мелочи» к «мелочи» и похож на незаметный для постороннего глаза внутреннюю вспышку света, плен сердца.

Регина играет на восхитительном контрасте. Душа её нелепой и смешной героини хранит подавленную невыраженную нежность, которую она уже не чувствует, не проявляет, но всё ещё способна выразить так, что зрители буквально кожей чувствуют во всех этих комических ситуациях-взрывах концентрированные, обжигающие вспышки потрясения.

Драматически сильный конец спектакля включает второе дыхание, и в этом магия и талант Сергея Федотова. Не навязывать пьесе свое прочтение, а извлекать из нее запас духовной энергии. У Эфроса есть высказывание: «Театр это всегда про любовь», так и всё, что делает Сергей Федотов в созданном им авторском театре «У Моста» — всегда про любовь — к театру, друг другу, жизни.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Вадим Балакин

Рубрика: Культура. Метка: Пермский театр "У Моста".

Другие публикации

08.06.2021 в 11:04

У Гоголя нос, у МакДонаха кисть


Сергей Мельников в «Безруком из Спокэна» - это чистый МакДонах, а ещё Гай Ричи и Тарантино!

04.06.2021 в 14:50

Сергей Федотов привёз в Москву «Красавицу из Линэна» МакДонаха


«Красавица из Линэна», поставленная Сергеем Федотовым, существует на стыке жанров – психологическая, социальная драма, трагифарс, чёрная комедия, трагедия. 

22.01.2022 в 22:48

Кармическое домино. «Без вины виноватые» в Театре «Сфера»


Как бы неблагоприятно не складывалась ситуация, не казалось, что зло восторжествует над добром, но в жизни действует закон бумеранга.

11.01.2022 в 22:40

Настоящий человейник – подземный город Деринкую


Давайте поговорим о настоящем человейнике, который построили, когда это ещё не было модным – 3-4 тысячи лет назад.

01.01.2022 в 04:47

Дыхание памяти


На сцене театра им. Пушкина состоялась премьера пластического спектакля «Дыхание памяти» в постановке Родиона Барышева.

31.12.2021 в 14:24

Предновогодний сюрприз в Театре на Таганке


В канун нового года недавно объединенному Театру на Таганке преподнесли сюрприз! На должность главного режиссёра театра назначен Юрий Муравицкий.

27.12.2021 в 17:34

Три колючих розы. «30-го мая» в ПРОГРЕСС СЦЕНЕ


«30-го мая» Сергея Газарова своего рода получилась женским аналогом «Иронии судьбы».

26.12.2021 в 14:57

«Золушку на льду» представили на катке в центре Петербурга


На Конюшенной площади Детский Ледовый Театр выступил с новогодним шоу.

Дата мероприятия: 24.01.2022

Ледовый мюзикл «Аленький цветочек» представят в Петербурге


Ледовый мюзикл «Аленький цветочек» пройдет с 30 декабря по 8 января в СК «Юбилейный».

23.12.2021 в 23:50

Премьера российского фэнтези «Последний богатырь. Посланник тьмы»


Одной из фишек фильма "Последний богатырь. Посланник Тьмы" является камео Филиппа Киркорова в образе Жар-птицы.

21.12.2021 в 22:08

Искусство будущего в ковидных реалиях


Биеннале в МАММ представляет художественные проекты на основе новейших технологий Индустрии 4.0.