6 декабря 2021 года
Фотопроект «Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского
Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков. Как и многие московские здания, особняк пострадал в огне наполеоновского пожара и в ходе восстановления был расширен и перестроен в стиле ампир.
В 1871 году усадьбу приобрёл купец, меценат и коллекционер Сергей Третьяков, пригласивший для работ по реконструкции известного архитектора Александра Каминского. Декор фасадов по его проекту был выполнен в русско-византийском стиле, а парадные залы особняка оформлены в разных исторических стилях – классическом, готическом и рококо.
Смотрите старые фотографии. Особняк Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре. 1890 год: https://pastvu.com/p/5864
Вход в главный дом украсил чугунный кованый козырёк на тонких колоннах.
Переходы-галереи с чугунным балконом соединяют главный дом с двухэтажным флигелем, в котором размещалась художественная коллекция Сергея Третьякова. Перед флигелем со стороны бульвара образовался небольшой курдонер – парадный дворик. На момент приобретения усадьбы Третьяков уже лет пятнадцать собирал полотна как европейских (отдавая предпочтение французской школе), так и российских живописцев. Он начал коллекционировать произведения искусства позже своего старшего брата Павла Третьякова, основателя знаменитой галереи, но занимался пополнением коллекции не менее увлечённо. Собранные им шедевры после смерти владельца пополнили фонды ведущих московских музеев.
Последним дореволюционным владельцем усадьбы оказался предприниматель Павел Рябушинский, купивший особняк в 1893 году и несколько изменивший интерьеры залов. На деловые встречи и диспуты к представителю знаменитой купеческой династии приходили видные экономисты и богатейшие промышленники.
В советский период национализированное здание занимали государственные организации – Революционный трибунал, Военная прокуратура, Наркомат по военным и морским делам, Министерство обороны СССР, а с 1987 года здесь обосновался Советский фонд культуры. Это общественное объединение было учреждено 12 ноября 1986 года по инициативе академика Дмитрия Лихачева и Раисы Горбачёвой и работало под патронатом Президента СССР Михаила Горбачёва. После распада Советского Союза правопреемником этого учреждения стал Российский фонд культуры.
Становление и развитие Фонда проходило под девизом: «Сохранять, осваивать и приумножать культурные ценности». Возникнув на этапе коренного переустройства общества, Фонд занял доминирующие позиции в плане объединения наших соотечественников в странах ближнего и дальнего зарубежья. Фонд помог вернуть на Родину более 130 000 памятников истории и культуры. Большинство из них переданы в музеи, библиотеки и архивы страны и включены в составы негосударственной и государственной частей Музейного и Архивного фондов Российской Федерации.
В 1993 году Фонд возглавил один из самых ярких российских кинорежиссёров и общественных деятелей Никита Михалков. В кратчайшее время был завершен процесс реформирования Фонда. На качественно новом уровне было выстроено взаимодействие с государственными органами федерального и регионального уровня, московской патриархией, влиятельными фондами и общественными структурами. Фонд сформировался как важнейший общественный институт, оказывающий влияние на формирование государственной культурной политики.
При поддержке Фонда были созданы десятки новых региональных музеев, проведены сотни всесоюзных и международных выставок, фестивалей, концертов и конкурсов; изданы уникальные книжные памятники; учреждены периодические издания во многих регионах страны. Создание разветвлённой региональной сети филиалов и представительств позволило проводить культурную и просветительскую деятельность Фонда в самых отдаленных уголках нашей страны. Многолетняя и многогранная деятельность Фонда отмечена благодарностью Президента Российской Федерации Владимира Путина «За большие заслуги в сохранении и приумножении культурного наследия России».
Оригинальные интерьеры были утрачены во время пожара и воссозданы во время реставрационных работ 1994-1996 и 2011-2014 годов. Пространство между главным домом и флигелем превращено в атриум, а на первом этаже со сводами «монье», где в старину располагались комнаты прислуги, кладовые и кухня, открыто кафе.
Из вестибюля наверх ведёт парадная мраморная лестница, портик над зеркалом некогда украшал портрет Елены Третьяковой, супруги владельца особняка.
Бальный зал, в котором во времена Третьякова устраивались светские танцевальные вечера, вновь украшен лепниной с амурами и фреской с изображением колесницы Аполлона. Здесь не раз музицировал друг семьи, основатель Московской консерватории, пианист Николай Рубинштейн. В этом зале выступали и другие великие музыканты того времени.
Столовая с камином, предназначавшаяся для торжественных обедов, вновь воссоздана в готическом стиле.
Блюда и напитки прислуга приносила с первого этажа по чугунной лестнице – это подлинная лестница XIX века, пережившая пожары и реконструкции.
В Шпалерном зале были развешаны полотна из коллекции Сергея Третьякова, а в наши дни экспонируются артефакты, переданные Российскому Фонду культуры. Значительная часть выставка посвящена династии русских царей Романовых. Также здесь представлены полотна кисти Константина Коровина, Ивана Айвазовского, Василия Сурикова и много других произведений искусства. Увидеть их можно на экскурсиях «Российский фонд культуры. Шпалерный зал. Возвращение».
Официальный сайт Российского фонда культуры: https://rcfoundation.ru/
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Гоголевский бульвар.