В театре на Таганке состоялась премьера спектакля Марфы Горвиц «Урожай» по пьесе Павла Пряжко. В этой постановке режиссёр продолжает исследование мира инфантильной молодежи, начатое спектаклем «Сверчок» в Электротеатре.
В основе сюжета лежит история молодых людей, ранее не державших в руках ничего тяжелее гаджетов, впервые попавших в ситуацию, когда что-то нужно сделать руками. Работа несложная. Нужно собрать в саду урожай яблок и аккуратно разложить по ящикам. Ребята очень стараются сделать все, как можно аккуратнее, но в силу отсутствия хоть какого-то опыта совершают несколько незначительных ошибок. Попытки исправить эти ошибки приводят к еще большим проблемам, нарастающим, как снежный ком, и в итоге все заканчивается катастрофой. И дело здесь не столько в отсутствии практических навыков владения инструментами, сколько в психологической незрелости, неумении принимать решения, неготовности брать на себя ответственность за порученное дело.
Перед зрителем раскрывается целая галерея характеров. Вот Валерий в исполнении Романа Колотухина – прирожденный лидер. Он уверен в себе, хорошо подкован теоретически – знает сорт яблок и условия их хранения. Он предусмотрителен – прихватил с собой молоток, гвоздики для ремонта ящиков и веревку. Но его лидерство не выдерживает испытания трудностями, вызванными во многом его же решениями.
Надежда Флёрова прекрасно сыграла Иру – девушку прямую и решительную, не желающую ни в чём уступать парням. Ее полная противоположность – Люба Инны Сухорецкой – мягкая, сентиментальная и наивная, несколько склонная к истерикам. И наконец, Егор в исполнении Сергея Цимбаленко, кажется, самый младший во всей компании, и может быть, поэтому легко уступающий старшим товарищам и право решать и свою долю ответственности.
Очень необычную сценографию создал художник-постановщик спектакля Николай Симонов и художник по свету Иван Виноградов. Поражает воображение наклонный планшет сцены с огромной ямой-воронкой по центру, такой, что герои фактически вынуждены ходить по кругу, то поднимаясь, то спускаясь, стараясь не упасть в эту самую яму и, конечно же, в какой-то момент оказываются внутри. Над сценой доминирует огромное раскидистое дерево с ажурной кроной, очень красивое и очень неживое. Закрадывается подозрение, что это не просто яблоневый сад, а некое искусственно созданное пространство, лаборатория, в которой некто невидимый проводит какой-то эксперимент и пристально наблюдает за происходящим внутри. А может быть, так выглядит сад будущего?
А внутри подопытные молодые люди, попавшие в необычные условия пытаются решать непривычные задачи. Учатся собирать яблоки, ремонтировать ящики, конфликтовать и мириться, проявлять заботу, решать проблемы и прощать друг другу слабости.
Режиссер не предлагает нам оптимистичного финала. Приятный дневной свет в финале сменяется тревожным кроваво-красным, недвусмысленно намекая о близости катастрофы. Наши герои уходят в сторону раскрашенного дымами города. Каким он будет и будет ли, пресловутый сад будущего? Марфа Горвиц не дает ответа, она лишь ставит вопросы. Ясно одно, свои яблоки должен собрать каждый, и желательно, в крепкий ящик с надежным дном.
Для тех, кто ранее был знаком с творчеством Павла Пряжко, замечу, что спектакль получился весьма вольной режиссёрской версией пьесы. Всем поклонникам творчества Марфы Горвиц искренне рекомендую. Зрителям, не знакомым с тенденциями постдраматического театра, может быть сложно. Но ведь не попробуешь, не узнаешь. Сходите в театр!
Рубрика: Культура. Метка: Театр на Таганке.