2023 год будет носить имя Александра Островского в связи с чем по театрам прокатится волна спектаклей по его пьесам. Надо заметить, что ставить Островского до сих пор очень увлекательно. За редким исключением, действия разворачиваются в небольших городках, в отношениях между героями всегда противопоставляются добродетель и подлость, чистоте намерений – коварство злого умысла. И опять же всегда Островский не нарочито, а чрезвычайно тонко обозначает главный лейтмотив – если сердце человека чисто, а действия его обозначены благими задачами, то вся враждебная круговерть вокруг него рассеется рано или поздно как морок или болотный туман.
Театр Моссовета в качестве поклона в сторону выдающегося русского драматурга выбрал пьесу «Волки и овцы» не просто для галочки. Надо признать, что ребрендинг Театру Моссовета даётся нелегко. Новоназначенный худрук Евгений Марчелли собственными постановками пытается привлечь в театр публику поколения Y и Z, в то время как преданные почитатели репертуара старейшего московского театра люди из поколения беби-бумеров и X, и всем экспериментам на сцене они предпочтут старую добрую классику.
Поэтому в преддверии юбилейного года Островского в театре делают ход конём. Приглашают режиссёра Игоря Яцко (Школа драматического искусства) и выбирают спектакль, где будет блистать опытнейшая часть труппы во главе с Валентиной Талызиной. Петь дифирамбы большой актрисе неприлично, называть спектакль её личным «бенефисом» тоже. Правдивее будет сказать, что «Волки и овцы» это настоящее торжество Актёрского Духа! А Валентина Илларионовна в роли купчихи Меропы Давыдовны Мурзавецкой совершает на сцене тот самый настоящий театральный подвиг, и если двигательная активность актрисы ограничена, то ползать-то она может – и она ползёт… Зритель чувствует, что её личные эмоции (а они точно присутствуют) неотделимы от тех, которые требует образ, и при том, что всё зрительское внимание принадлежит ей, Валентина Талызина ни на йоту не перетягивает одеяло на себя, являясь стержнем спектакля, солнцем, лучами которого подпитываются все остальные.
В «Волках и овцах», слава богу, никого не обличают. В этом отношении Игорь Яцко достаточно корректно смягчил литературные пики Островского. В спектакле нет монохромного разделения на хороших и плохих. Валентина Талызина играет отнюдь не злодейку. В обычной жизни люди часто совершают поступки, которые можно объяснить только как «бес попутал». Но не во имя личного обогащения или выгоды действует её героиня, напротив, слишком хорошо она знает внутренний механизм людского бытия. Её Меропа Мурзавецкая больше опытный психолог, человек, который прошел все медные трубы, и одновременно она слабая женщина, которая повелась на шёпот лукавого за левым плечом, принявшего вид её старинного друга и давнишнего обожателя плута Вукола Наумовича Чугунова (Владимир Сулимов).
Вообще ансамблевые взаимоотношения на сцене просто великолепны, любо-дорого посмотреть на любовные дуэты Глафиры Алексеевны (Анастасия Тагрина) и Михаила Борисовича Лыняева (Александр Бобровский), Евлампии Николаевны Купавиной (Мария Кондратьева) и Василия Ивановича Беркутова (Александр Яцко). В сюжете есть мелодрама, идентичная по страстям мексиканской и немного детектива, которые отлично уравновешиваются яркой комедийной составляющей. За градус веселья отвечают Ольга Анохина в роли смешной приживалки Анфусы Тихоновны и Виктор Гордеев, слуга Павлин Савельич. Не вызывает презрительного отчуждения даже отвязный криминальный элемент с татуировкой Клавдий Горецкий (Сергей Зотов). И на него смотришь совсем по-другому, при трогательном признании в любви Глафире Алексеевне, желании ради неё “своротить забор” и обмолвками, что в его жизни не было ничего хорошего, кроме побоев да пьянства родителей.
Чрезвычайно хорош музыкальный фон спектакля. Звучат романсы Александра Вертинского, Антона Дельвига, Николая Риттера и других. Живые голоса под перебор гитарных струн – дарят немалое удовольствие, умиротворяют и расслабляют.
Благодаря удачному симбиозу актёрского состава, музыки, костюмов (Виктория Севрюкова – одна смена кожаного монашеского платья и превращения Глафиры Алексеевны в светскую львицу чего стоят) и сценографии (Мария Рыбасова), спектакль «Волки и овцы» способны не оценить лишь неофиты.
Но хотелось бы закончить на другом.
В спектакле есть сцена, когда выключается свет, и луч света падает на Меропу Давыдовну. Она вспоминает свою молодость. И вот в ореоле света, музыки и внутренней тишины из темноты выступает одна лишь фигура.
Валентина Талызина. Истинная всенародно любимая актриса.
Как много сыграно, как много отдано этой сцене.
Спасибо вам, Валентина Илларионовна.
Рубрика: Культура. Метка: Театр Моссовета.