19 февраля на выставке «Моторы войны» прошёл динамический показ тягача СТЗ-5, приуроченный к 85-летию со дня выпуска. Это единственный полностью оригинальный образец, восстановленный до ходового состояния силами мастерской Евгения Шаманского.
На начало 1941 года в Красной Армии числилось всего 39622 гусеничных тягачей. Наряду с обычными тракторами, такими, как С-65 и СТЗ-3, имелось и большое количество гусеничной техники специальной разработки. Эти машины на момент создания являлись передовыми образцами, с оригинальными техническими решениями. Первым таким образцом стал тяжелый артиллерийский тягач «Коминтерн», далее появился полубронированный артиллерийский тягач «Комсомолец», самый массовый в своём классе. Наконец, в декабре 1939 года на вооружение Красной Армии было принято 3 новых тягача – «Ворошиловец», «Сталинец С-2» и СТЗ-5. Последний приняли на вооружение задним числом, поскольку выпуск этих быстроходных тракторов начался еще в 1937 году.
У СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ 2ТВ), созданного под руководством В.Слонимского, оказалась крайне интересная судьба. Помимо того, что его приняли на вооружение спустя 2 года после начала выпуска, тягач как минимум один раз пытались заменить на более совершенную машину. Но принцип «лучше синица в руках, чем журавль в небе» самым лучшим образом характеризует ситуация с СТЗ-5. Он оказался самым массовым советским артиллерийским тягачом специальной постройки, выпускавшимся в довоенный и военный периода. Больше того, к началу 1942 года СТЗ-5 стал единственным выпускавшимся в Советском Союзе гусеничным тягачом. Все остальные заводы перешли на выпуск танков.
К началу 1941 года в войсках имелся 4121 такой трактор, еще около 8000 поставили за 1941-1942 годы. Осенью 1941 года СТЗ-5 стал незаменимым шасси для систем залпового огня М-13, когда выяснилось, когда выяснилось, что грузовик ЗИС-6 обладает недостаточной проходимостью. Последние СТЗ-5 сошли с конвейера уже во время боёв за Сталинград. Интересным фактом является то, что немцы не только охотно использовали трофейные трактора, но и скопировали его концепцию, создав собственный гусеничный тягач RSO.
Представил военный раритет историк бронетехники, блогер Юрий Пашолок.
Адрес выставки: Рогожский Вал, д.9/2
Время работы: вторник-суббота 11:00–20:00, воскресенье 11:00–19:00.