21.03.2022 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные

21 марта 2022 года
Фотопроект «Город на память». 713. Сыромятники индустриальные

Один из первых сюжетов краеведческого проекта «Город на память» был посвящён старинному индустриальному району Москвы – Сыромятникам. Изменилось ли что-то в Сыромятниках за минувшие десять лет?

В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож. Со временем название Сыромятники распространилось на довольно большой район от Яузы до Садового кольца, причём его архитектура отражала тенденции нескольких исторических эпох. Здесь дворянские усадьбы соседствуют с фабричными корпусами, крупные промпредприятия превратились в креативные пространства, жилой фонд представлен широким спектром зданий от конструктивизма до нетипичных для центра Москвы хрущёвских пятиэтажек, а нынешние инвесторы пытаются впихнуть в плотную застройку что-нибудь высотное.

Как и в сюжете 2012 года прогулку по Сыромятникам можно начать от Курского вокзала, реконструированного в 1968-1972 годах по проекту архитектора Георгия Волошинова и коллектива его молодых коллег. В ходе реконструкции залы ожидания ещё дореволюционного вокзального здания оказались спрятаны за двухсотметровым остеклённым фасадом под складчатой крышей. По мнению активистов общественного движения Архнадзор, этому интересному примеру советского модернизма может угрожать снос.

Смотрите старые фотографии. Курский вокзал. 1908-1911 гг.: https://pastvu.com/p/46944

Курский вокзал. 1976-1977 гг.: https://pastvu.com/p/152678

Идёт реконструкция входных павильонов к пригородным электричкам.

Панорама Курского вокзала со стороны Садового кольца в 2001 году оказалась перекрыта могучим торгово-развлекательным центром «Атриум» в стиле «позднего Лужкова». Сейчас его унылые фасады несколько оживили масштабные работы художников.

Верхняя Сыромятническая улица, 4с4 – Курская тяговая подстанция (1930) для подачи питания на трамвайные и троллейбусные линии.

Верхняя Сыромятническая улица, 7с2 – бывшая территория Московского насосного завода, основанного в 1934 году на базе мастерских Мосэнерго. Ещё в советское время завод переместился в Одинцово на современную производственную площадку, а в корпусах обосновались арендаторы. Самые старые промышленные здания относятся к 1880-м годам.

Верхняя Сыромятническая улица, 9с1 – дом в последние годы известен спортивной секцией карате.

Верхняя Сыромятническая улица, 9с2 – строение 1880-х годов

Торгово-кооперативное наследие девяностых снесено и вместо ларьков образовался благоустроенный проход вдоль пригородной платформы ко 2-му Сыромятническому переулку.

Троицкий тоннель ведёт к Винзаводу – индустриальному комплексу бывшего Московского комбината виноградных и десертных вин, ставшего центром современного искусства.

Церковь Троицы в Сыромятниках. 1933 год: https://pastvu.com/p/1459708 Троицким тоннель называется по старинной церкви Троицы в Сыромятниках, известной с конца XVIII века и снесённой в 1933 году большевиками-безбожниками.

Церковь стояла правее въезда в тоннель, на месте церковного кладбища обустроен сквер.

Стены зданий от тоннеля до Винзавода испещрены надписями. А ведь это объект культурного наследия – склады пивоваренного производства Ф.Даниельсона, построенные в XIX веке.

На Винзаводе за десять лет внешне ничего не изменилось, по-прежнему открыты художественные галереи, проходят выставки.

Мрузовский переулок, 12с1 – один из немногих сохранившихся в Москве типовых гаражей 1929-1931 годов постройки сейчас используется как автобаза Почты России.

Центр дизайна Artplay занимает площадь бывшего завода «Манометр», выпускавшего приборы для контроля и управления теплоэнергетическими процессами. Завод выведен в город Энгельс, а его московские корпуса переоборудованы под архитектурные и дизайнерские бюро, шоурумы, офисы, выставочные пространства, кафе.

Некоторые арт-объекты Artplay выглядят рискованно, на грани фола.

Эта композиция посвящена пользователям социальных сетей.

Арочный тоннель под железнодорожными путями в начале Сыромятнического проезда построен в 1865 году. Инженеры не рассчитывали его габариты под проезд двух встречных трамваев (наверное, потому что трамваев в Москве тогда ещё не было), но советские транспортники в 1933 году нашли выход и проложили две колеи трамвайных рельсов совсем близко одна от другой. Таким образом, трамваи заезжали в тоннель по очереди, но каждый по своей колее. Это называют сплетением.

В связи со строительством новых железнодорожных путей в целях развития МЦД произведён снос нескольких окрестных зданий, а трамвайный тоннель предполагается перестроить на двухпутный, то есть заменить историческое сооружение на современное.

Костомаровский переулок, 3с12 – Опытно-техническая швейная фабрика имени Клары Цеткин (1970), административное здание

После закрытия фабрики имени Клары Цеткин производственные и складские помещения занимают арендаторы, некоторые здешние здания построены ещё до революции – с 1908 года здесь располагалась фабрика немецкого Товарищества «Мандль и Райц».

Костомаровский переулок, 3с1 – Дворец культуры Метростроя (1937) разорён и выпотрошен.

Интерьеры ДК Метростроя. 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/73802

Сыромятнический гидроузел (1940, архитектор Георгий Гольц) построен по плану обводнения Москвы. Нападение гитлеровской Германии помешало в полном объёме реализовать этот и многие другие проекты Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года – вода из канала Москва-Волга так и не пришла в Яузу.

Сыромятнический гидроузел, вид на Сыромятники. 1940 год: https://pastvu.com/p/60017

В нижнем бьефе возле плотины швартуются мусоросборные суда.

Пешеходный таможенный мост через Яузу (1939)

Нижняя Сыромятническая улица, 11к1 – фабричный корпус чаеразвесочной фабрики «А.Кузнецов и Ко», одной из крупнейших и доходных в Российской империи (1901, архитектор П.Харко)

Андроников виадук (железнодорожный мост) 1865 года постройки вновь реконструируется, на этот раз под развитие Московских центральных диаметров.

Железнодорожный мост через Яузу, вид на Хлудовскую богадельню. 1888 год: https://pastvu.com/p/418

Костомаровская набережная, 29с1 – Московский радиоаппаратостроительный техникум, сейчас – Университетский колледж информационных технологий

Нижняя Сыромятническая улица, 11 – один из корпусов завода «Точизмеритель» («Измеритель», производственное объединение «Плутон»). В 2017 году было объявлено о поэтапной передаче плутоновских зданий Центру дизайна Artplay.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, Сыромятники.

Другие публикации