25 марта 2022 года
Фотопроект «Город на память». 716. Московский редевелопмент
Слово «реновация», означающее масштабное обновление жилого фонда, за последние годы прочно вошло в лексикон москвичей. А вот термином «редевелопмент» пользуются преимущественно архитекторы, инвесторы, строители. В принципе, реновация и редевелопмент родственные понятия, только во втором случае речь идёт об эффективном приспособлении заброшенных объектов недвижимости и неиспользуемых территориях. Для Москвы редевелопмент актуален прежде всего на землях бывших промышленных зон с закрывшимися предприятиями.
Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному – с полным сносом существующих зданий (автомобильный завод имени Лихачёва, завод «Серп и Молот», кинотеатры советской постройки) или с сохранением внешнего исторического облика (Винзавод, завод «Кристалл», электростанция ГЭС-2, Центральный телеграф).
Для более полного погружения в тему на досуге можно ознакомиться со статьями «Новая жизнь старых стен: редевелопмент на благо города» и «О чём не стоит забывать при редевелопменте промзон в Москве», а «Город на память» предлагает прогуляться по нескольким локациям и посмотреть, как на глазах меняется облик Москвы.
Кутузовский проспект, 12 – Бадаевский пивоваренный завод
Трёхгорное пивоваренное товарищество в Москве было учреждено группой известных столичных купцов в 1875 году «для устройства и содержания пивоваренного завода в г. Москве, а также для выделки на сем заводе в связи с пиво-медоварением портера, уксуса, дрожжей, муки и других продуктов из зернового хлеба». Архитектурный ансамбль складывался поэтапно с 1875 по 1909 год стараниями архитекторов Августа Вебера и Романа Клейна. Солодовни, овины, водонапорная башня, старый элеватор признаны памятниками промышленной архитектуры.
Смотрите старые фотографии. Трёхгорный пивоваренный завод. 1896-1911 гг.: https://pastvu.com/p/1003657
В советское время завод прирастал новыми корпусами, не представляющими исторической ценности, а название «Трёхгорный» сменилось на «Бадаевский» в честь революционера и партийного деятеля Алексея Бадаева. По иронии судьбы, Бадаев имел склонность к алкоголизму, за что получал серьёзные санкции от вышестоящих партийных органов. В 2006 году производство пенного напитка было свёрнуто, корпуса стали использоваться под склады, офисы и клубы.
В 2018 году компания Capital Group представила концепцию развития территории Бадаевского завода, предусматривающую реставрацию исторических зданий и строительство над ними на высоте 35 метров модернистского жилого квартала, «парящего» на высоких сваях. На территории будет разбит общедоступный парк площадью четыре гектара с выходом к Москве-реке. Музей истории пива с собственной пивоварней напомнит о многолетней традиции пивоварения. Сейчас на стройплощадке идут работы нулевого цикла – раскопка котлованов под фундамент.
Улица Шаболовка, 9 – трамвайное депо имени Апакова
Замоскворецкий трамвайный парк начал работать в 1909 году, его вагонный сарай был рассчитан на 200 двухосных вагонов. В проектировании производственного корпуса, здания администрации, котельной, мастерских принимали участие архитекторы М.Глейнинг и Владимир Шухов. После Октябрьской революции, в 1923 году, парку присвоили имя вагоновожатого, революционера Петра Апакова. В советский период депо неоднократно реконструировалось для увеличения количества обслуживаемых трамваев.
Замоскворецкий трамвайный парк. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/6446
Депо имени Апакова. 1989 год: https://pastvu.com/p/37367
Первую попытку сноса Апаковского депо предпринял в 2004 году Юрий Лужков, личным указом без историко-культурной экспертизы снявший охранный статус. «Социально значимый» проект возведения жилого комплекса с торгово-развлекательным центром вызвал широкий общественный резонанс и депо удалось отстоять. В 2020 году правительство Москвы объявило о закрытии депо на реконструкцию в связи с невозможностью эксплуатации новых трамваев «Витязь» в устаревшем «вагонном сарае», поэтому огромные производственные помещения были снесены. Реконструкцию планируют завершить в 2023 году.
Ленинский проспект, 2 – гостиница «Варшава»
Комплекс зданий на пересечении Ленинского проспекта и Садового кольца сложился в разные периоды: в 1950 году открылся наземный вестибюль станции метро «Калужская» («Октябрьская»), в 1960 году по соседству возвели гостиницу «Варшава», а в середине восьмидесятых над вестибюлем навис учебный корпус МИСиС, состыкованный с гостиницей. Таким образом несколько строений оказались объединены в один массив.
Калужская площадь. Гостиница «Варшава». 1963-1966 гг.: https://pastvu.com/p/2013
Москомархитектура одобрила проект реконструкции гостиницы «Варшава», не имеющей охранного статуса. Здание снесено под строительство новой гостиницы (по другой информации – комплекса апартаментов премиум-класса) в прежних габаритах. Её площадь составит около 10 000 квадратных метров, включая подземный паркинг. Для удобства гостей центральный вход в гостиницу будет со двора, а со стороны Садового кольца появится ресторан с панорамными окнами. Ввести объект в эксплуатацию планируется в 2023 году.
Слободской переулок, 6 – завод «Мосштамп»
Завод № 1 Московского государственного треста металлоштамповальной промышленности «Мосштамп» был основан в 1927 году. Предприятие специализировалось на выпуске металлической фурнитуры для кожгалантерейной и швейной промышленности, в военное время в его цехах изготавливали детали для гранат и автоматов, а в постсоветский период завод производил военную атрибутику – пуговицы, кокарды, медали, нагрудные знаки.
Завод «Мосштамп» и окрестности. 1980-1982 гг.: https://pastvu.com/p/451755
После закрытия завода его корпуса (среди которых есть два индустриальных здания 1864 года постройки) сдаются под офисы и мастерские, здесь обосновались и художники. Ожидается, что привлекательная территория на берегу Яузы долго не будет пустовать и на месте промышленной застройки вырастет жилой комплекс.
1-я улица Бухвостова, 12 – Научно-производственный комплекс «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи»
История предприятия началась в 1916 году с авторемонтных мастерских, которые в 1929 году трансформировались в завод № 2 Всесоюзного автотракторного объединения. За мирным автотракторным названием скрывалась и военная составляющая – в его цехах вскоре организовали выпуск лёгких танков, танкеток и артиллерийских тягачей. После Великой Отечественной войны режимный завод начал осваивать производство радиолокационной продукции. Название предприятия неоднократно менялось, с 1975 года это НИИДАР.
Краснобогатырская улица. НИИДАР. 1960-1964 гг.: https://pastvu.com/p/80024
Преображенская площадь. НИИДАР. 2000 год: https://pastvu.com/p/47178
В постсоветское время НИИДАР начал сдавать площади арендаторам, затем основные мощности были переведены в Зеленоград, а корпуса стали готовить к сносу. Одними из последних площадку покинули художники. Москомэкспертиза согласовала строительство на бывшей заводской территории жилого комплекса из трёх зданий на 735 квартир. Социальная инфраструктура будет представлена магазинами, кафе, фитнес-центром, предприятиями бытового обслуживания.
По мнению столичных чиновников, строительная отрасль практически полностью перешла на импортозамещение и не пострадает от западных санкций, а недостающие материалы и оборудование возможно импортировать из Беларуси и Китая.
Сносы старой Москвы продолжаются по всему городу – в самом центре, в Колпачном переулке, строительные манипуляторы разрушают стены здания Института международного рабочего движения 1939 года постройки. Впишется ли в окружающую историческую среду возведённый на этом месте бизнес-центр?
Ещё два объекта недвижимости на Волгоградке и на Бауманской огорожены заборами и ожидают появления экскаваторов-манипуляторов.
Сосинская улица, 43 – фабрика-кухня № 8 Микояновского мясокомбината (1931–1933). Ленточное остекление, ступенчатый силуэт, ярусный полукруглый объём со стороны главного фасада придают зданию динамичный образ, напоминающий корабль.
Бауманская улица, 57с2 – южный флигель усадьбы Е.Головкиной (XVIII-XIX века). Это одно из трёх зданий в окрестностях Бауманской улицы, в котором мог родиться Саша Пушкин, будущий классик отечественной литературы. Точное место рождения поэта не установлено.
В Кунцево на улице Ивана Франко расселён и готовится к сносу кирпичный квартал 1958-1963 годов постройки. Это не реновация, а реконструкция 48-го квартала – на этом месте возводятся коммерческие высотки ПИК. Местные жители протестовали против сноса и в итоге добились консенсуса – переселения в новые квартиры большей площади без доплаты у метро «Молодёжная».
Два невостребованных сооружения снесены на Воробьёвых горах, но будут вновь отстроены и не поменяют своего первоначального назначения. Это устаревший горнолыжный трамплин (1953, инженер Галли) и эскалаторная галерея (1959).
Большой трамплин на Ленинских горах. 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/22090
Строящийся трамплин будет соответствовать современным требованиям Международной федерации лыжного спорта.
Эскалатор на Ленинских горах. 1959 год: https://pastvu.com/p/1360239
Эскалаторная галерея была заброшена в середине восьмидесятых годов по причине аварийного состояния из-за оползней и смещения грунта. После реконструкции на крышах новой галереи появятся смотровые площадки и зона отдыха.
Ленинградский проспект, 39с9 – бассейн ЦСКА собираются снести со второй попытки. В хронике объявленной смерти исторического бассейна 1954 года постройки пишется финальная глава. Закрыть спортсооружение планировалось ещё прошлым летом, но последним днём занятий плаванием стало 13 февраля. На сегодняшний день уже снесено окружение бассейна – ледовый дворец и гимнастический зал. Пришёл черед исторического здания, оформленного знаменитым художником Владимиром Фаворским?
Это лишь несколько из десятков адресов, где прямо сейчас происходят масштабные перемены. О том, как меняется облик столицы, краеведческий проект «Город на память» рассказывает уже десять лет. Откройте свою Москву!
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: город на память, промзона, редевелопмент.