На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодёжном театре. Режиссёром выступил сам Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа, а за литературную основу был взят одноимённый роман Алексея Варламова, профессора МГУ и ректора Литературного института.
Спектакль получился поразительно цельно сконструированным, где актёры работают как бы с горизонталью повседневностии, так и заряжены на вертикаль, на духовное. А казалось бы – в центре сюжета студенческая история из 80-х годов прошлой советской эпохи. Подкупает обезоруживающая искренность главного героя, юного провинциального мальчика, приехавшего поступать в МГУ на филфак из «почтового ящика», закрытого города оборонной промышленности, города которому нет имени и места на карте. Набрав 17 баллов вместо проходных 24, он всё же становится студентом, но вместо лекций в университете на всю осень его отправляют «на картошку» – раньше в Советском Союзе существовала такая добровольно-принудительная форма приобщения к сельскохозяйственным работам. И на «картошке» случается маленькая жизнь, маленькая война с поражениями и победами, с любовью, друзьями и врагами, проверкой на вшивость и прочими сопутствующими штуками.
Главного героя играет молодой актёр Даниил Шперлинг, всего лишь два года назад закончивший Школу-студию МХАТ. Для любого актёра роль злодея как лотерейный билет. «Злодейский» характер всегда таит в себе сюрпризы, нерв, какую-то лихую чертовщинку, и перевоплощаться в него всегда сладостно и выигрышно. А вот сыграть положительного героя ярко, обходясь без сусальной позолоты, не скатываясь в ходячий плакат, сыграть убедительно и честно, так, чтобы хотелось идти за ним, сопереживать, эмпатировать – задача не из лёгких. Даниил Шперлинг справился со своей ролью блестяще, как впрочем, и вся актёрская команда.
Но слишком просто было бы говорить, что спектакль только об этом.
В образах Павла, декана факультета Музы Мягонькой (Лариса Гребенщикова), преподавателя КПСС Суща (Владимир Василенко), профессора Семибратского (Александр Доронин) воплощены архитепические черты характера присущие русскому человеку, которые сформировала сама русская история с ее вечным конфликтом между государственным могуществом и народным инстинктом свободолюбия.
Самым чистым и свободным, безусловно, является образ Павла, сочетающий в себе наивный энтузиазм, детскую доверчивость с внутренней свободой духа, внутренним чувством подлинного смысла и наличием совести – высшей правды как нормы поведения. В европейских языках ведь отсутствует слово «совесть», а для русского человека понятие «чистая совесть» главная составляющая счастья и смысла жизни.
Павел Непомилуев представляет собой 100% традиционный русский архетип, особую русскую ментальность, и в его лице представлены ценности, которые не подвержены коррозии времени, не девальвируются со сменой эпох. Именно этим и цепляет спектакль, берет за душу. Именно поэтому постоянно напрашивается сравнение его то с Павлом Корчагиным, то с Иваном-дураком, которых роднит одно общее свойство – их действия определяются выбором сердца.
Несмотря на то, что мистический пласт романа не вошел в спектакль, многие сцены актуализируют его мистическое содержание. Ощущение постоянного присутствия некоей таинственной силы, которая оберегает Павла, и поддержки с её стороны в самых, казалось бы, неразрешимых ситуациях, подталкивает сделать предположение о богоизбранности главного героя. Быть может по этой причине его патриотизм, соединяющий в одно неразрывное целое любовь к родине, народу вызывает не чувство отторжения, а глубокого катарсического сопричастия.
Алексей Бородин, режиссёр, художественный руководитель РАМТа
Работу над спектаклем мы начали два года назад. Я прочел роман «Душа моя Павел» Алексея Варламова, который произвел на меня большое впечатление, и тогда возникла идея написать инсценировку этого романа. Мы обратились к Полине Бабушкиной, ученице Алексея Николаевича и молодому драматургу, и начали репетировать. В это время, как известно, была пандемия и мы репетировали так, как снимают кино – кто есть, с теми и играем, то одну сцену, то другую. И так длилось около полутора лет и по зуму, и вживую, потом собрали всё в один спектакль. Главную роль играет Даниил Шперлинг, чудесный парень, только что выпустившийся из школы-студии МХАТ.
Изначально возникла идея сделать студенческий спектакль на большой сцене, чтобы ребята всё делали сами, чтобы чувствовался студенческий дух этой вещи. Нам было важно показать пути взросления, которые происходят с каждым человеком, показать столкновение идеальных представлений о жизни с тем, как всё обстоит на самом деле.
Что касается соответствия времени, то, безусловно, мы живем нервом сегодняшнего дня, иначе мы бы не были театром, который реагирует на то, что происходит сегодня. В любом классическом или современном произведении мы делаем какую-то арку в сегодняшний день. Я думаю, что это произведение может помочь людям справляться со всеми сложностями. В романе есть мистическая часть, она очень мне нравилась, но решили отказаться, хотя весь спектакль пронизывает особая атмосфера.
Алексей Варламов, писатель, автор романа «Душа моя Павел»
Я пропустил репетиции, только читал инсценировку, спектакль увидел только на прогоне. Чувства были ошеломительные, не думал, что так получится. Мне неловко нахваливать своё детище, но эта феерия, поток музыки, танцев, разговоров, движения, вот эта динамика, этот молодой дух меня потряс. Актерам самим нравится играть, они с такой любовью это делают. Несмотря на то, что на сцене воссоздана атмосфера 80-х, она выглядит очень современной и актуальной. Нотка мемуарности в моём произведении есть. Мои друзья, которые читали роман и были прототипами, сказали «мы были другими». Но тем не менее, я писал про свою юность. Когда я стал вспоминать свои студенческие годы, «картошку», то, действительно, среди нас был парень, у которого проходной бал был невысокий. Чтобы поступить в МГУ на филфак надо было сдать все экзамены на пятерки и одну четверку. Проходной бал был 24, а этот чудик сдал на все тройки. Я немного романтизировал его образ, и сделал его центральным героем. Он стартовал с 17, а мы с 24, и ему надо было догонять. Мой роман про то, как этот мальчик стремительно растет, взлетает, плюс советская составляющая. Мы не были диссидентами, но лекции по истории КПСС, марксизм-ленинизм раздражали, и мы тянулись к западной литературе, музыке. И вот приходит такой чудик, который ко всем этим советским вещам относится вполне серьезно.
Советское время у меня особой симпатии не вызывает, какого черта, почему мы столько времени должны собирать картошку, тогда это дико возмущало.
Но – хорошо, что это было.
Для меня этот роман – благодарность этому времени, плохое оно было или хорошее, можно бесконечно спорить. Но чем дальше, тем больше я хочу сказать спасибо всем. Этот мотив благодарности для меня ключевой. Не знаю, чувствуется он в спектакле или нет, но то, что есть любовь к своей родине – это очень классно.
Даниил Шперлинг, актёр, исполнитель главной роли
Для меня спектакль про свободу, и когда ее ограничивают, неважно кто, государство или ты сам, это ужасно и отвратительно. Всё циклично в этом мире и каждые 20-30 лет всё повторяется, всё уже было. Я просил, Алексей Владимирович, давайте мы литературу почитаем или вы расскажете о том времени. Он говорит нет, ничего рассказывать не буду, бери основные мысли и проводи параллели с собой. Я тоже приехал из маленького города поступать в школу студию МХАТ, и тоже столкнулся с теми же проблемами, что и Павел, почему я себя не так веду, не так разговариваю и зачем я вообще сюда приехал.
Рубрика: Культура. Метка: РАМТ.