Как известно благородный идальго Дон Кихот Ламанчский немало странствовал, восстанавливая справедливость и защищая обиженных, а ради подвигов во имя прекрасной Дульсинеи готов был отправиться хоть на край света! Однако рыцарь Печального образа немало удивился бы, узнай он в какие дали из благословенной Ла-Манчи пришлось отправиться его тезке волею драматурга Алексея Житковского, спектакль по пьесе которого представил на суд зрителей Денис Хуснияров в Театре на Таганке. Впрочем, для нас эти дали не так уж далеки. Основное действие спектакля “Дон Кихот” разворачивается в России в наши дни, точнее в дни недавнего прошлого, в год российского чемпионата мира по футболу.
А начинается история с события более чем печального – у постели умирающего Дона Алонсо Кихота собрались родственники, друзья и священник, чтобы как подобает проститься с представителем достойного рода. Однако прощание получилось несколько скомканным, поскольку Алонсо сначала как бы умер, но затем воспрял духом в буквальном смысле и ожил. А виной всему призрак покойного дедушки нашего героя, который явился лежавшему в беспамятстве Алонсо и рассказал удивительную историю! Оказывается, дедушка вовсе не испанец, а потомственный русский дворянин, владевший имением под Тамбовом, но бежавший от революции в 1917-м году, немало странствовавший и осевший в конце концов в Испании. И вот оживший Алонсо вполне в духе своего знаменитого литературного тёзки отправляется на историческую родину, чтобы вершить историческую же справедливость! Разумеется, его сопровождает верный друг и помощник Санчо, соблазнённый возможностью лично поддержать “красную фурию” на стадионе в Москве. Не знаю, чем объяснить столь странное решения, но направляясь в Тамбов, друзья нелегально переходят границу в районе Петрозаводска, где их немедленно берет в плен простая русская женщина Матрёна Игоревна, одиноко доживающая свой век в заброшенной деревне с курицей и дедовской берданкой.
Понятно, что приключения нашей парочки на этом не заканчиваются, а только начинаются, но рассказывать о них я вам не стану. Отмечу лишь, что основные сюжетные линии хотя и напоминают произведение Сервантеса, но щедро сдобрены местным колоритом, дама сердца Дульсинея даже не упоминается, а финал заставит усомниться в реальности происходящего!
Вызывает некоторое недоумение сценография. Видимо, по мнению художников спектакля (Александр Мохов и Мария Лукка), лучше всего бескрайность российских просторов и красоты русского севера символизирует уходящая под потолок груда строительного мусора и ржавая ЛЭП в натуральную величину. Зато пространство сцены буквально нашпиговано видеоэкранами. Необычно наличие потолка над сценой – на него проецируются титры. Титров много, поскольку первые 15 минут актеры бегло говорят исключительно на испанском. Думаю, не только мне эта часть показалась несколько затянутой.
Актеры заслуживают самых добрых слов. Дон Кихот Василия Уриевского на наших глазах, столкнувшись с российской действительностью, превращается из жаждущего свободы для всех угнетённых “юноши со взором горящим” в “ангела карающего”, который несёт справедливость, как он её понимает, оставляя за собой бунты, разрушения и смерть.
Павел Комаров, запомнившийся по великолепной роли царя берендеев в “Снегурочке”, играет Санчо. Его персонаж – мягкий, простоватый, во всём идущий на поводу у своего товарища и в конце концов попавший в психушку, олицетворяет во всей этой безумной истории голос разума. В одном из писем своей далёкой испанской возлюбленной Терезе он пишет:”Сеньор Дон Кихот сошёл с ума! Он убивает людей!” Для меня это ключевая фраза во всём спектакле.