23 февраля в Московском Областном Государственном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Шукшин», созданного по мотивам произведений Василия Макаровича Шукшина, режиссер-постановщик Алексей Доронин. Из жизни советской деревни. Шукшин, без всяких сомнений, любил свою малую родину. Писал о ней без устали, самозабвенно. По сюжету спектакля, Василий (сам автор) приезжает в родную деревню, где его тепло и радостно встречают односельчане. Деревня живет своей жизнью, и московский гость, теперь уже почти чужой, наблюдает за всем происходящим немного со стороны. Он с ними и не с ними, он уже не здесь, но еще и не совсем там. Поэтому образ Васьки Шукшина в городском пиджаке и кумачовой рубахе напоминает наблюдателя, человека, читающего «текст от автора» и старающегося не вступать лишний раз в контакт с местным населением в целях сохранения в целости и сохранности данной экосистемы. Остальные герои пьесы ни в чем себе не отказывают.
Страстям, кипящим в российской глубинке, могут позавидовать бывалые голливудские кинематографисты. Индийское кино с танцами, песнями и яркой красочной палитрой, пожалуй, уже ближе, но все равно не то. Тут надо смешивать. Совмещать и сочетать. Это как борщ. Красиво, вкусно, но только не спрашивай из чего именно. Ешь и не спрашивай!
Рецепт Шукшинского «борща». Сначала варим бульон из дощатого неструганного забора, крика петуха, лавок и половиков, из пестрых женских платьев и платков, из сонного полуденного зноя, мычания коров и бесконечных разговоров. Потом начинаем добавлять основные ингридиенты. Обязательно будет драма. Что-нибудь про любовь (счастливую или несчастную, а лучше все вместе), что-нибудь о смысле жизни ( в чем он и есть ли вообще), что-нибудь о раскаянии и прощении. Не забудьте про приправы! Соль, перец, укроп и петрушка, чеснок, ну, и еще что-нибудь с огорода, как обычно: драки, танцы, песни, шутки и баян. Настоящий. На нем прям играют. И частушки поют.
Молодые да задорные Степка с Манькой: хотят пожениться, но то Маня артачится, то Степку сажают в тюрьму, где он скучает, бежит, в результате чего срок увеличивается втрое. Вечно пьяный философ Петрович и его супруга Зоя, прожившие много трудных лет и до сих пор влюбленные друг в друга (пошлите «Санта-Барбару» в …. поля). Николай, озабоченный вопросом, где найти кирпич для строительства свинарника, разбирает на стройматериалы местную церковь, после чего долго думает, зачем он это сделал, а на упреки односельчан резонно отвечает: «Да хоть бы вы в ней молились!». Баба Нюра, дремлющая на лавочке и как бы сквозь сон вспоминающая свое детство… Пять мужиков в поисках смысла жизни! Все понимают, что у них там в ведре, из которого они черпают (в прямом смысле этого слова) вдохновение для обсуждения такой непростой темы? И все это связано, сбито, круто замешано. «Скучно вы тут живете!» – жалуется приехавший из города бывший местный житель Борис. Уже через пять минут ему радостно бьют морду. Теперь не скучно.
Персонажи известных рассказов Василия Шукшина, возможно, прежде даже не знакомые друг с другом, по воле режиссера и сценариста оказались соседями, стали жить на одной улице, общаться, из чего получилось нечто новое, не написанное ранее автором. Пусть слова «театр юного зрителя» не вводят вас в заблуждение, так как спектакль адресован взрослой аудитории. Не знаю, как отнесутся к нему ребята 15-20 лет. Возможно, для того, чтобы понять всю прелесть Шукшинской прозы и оценить режиссерскую и актерскую работу, им необходимо будет сначала почитать первоисточник. Но для людей более старшего возраста спектакль, безусловно, интересен, так как приготовлен на совесть и с любовью. Будет вкусно!
Рубрики: Репортаж, Культура. Метки: жизнь, режиссер, театр, премьера, актер, спектакль, тара, драма.