Организация похорон – история консервативная, почти не меняющая традиций на протяжении нескольких столетий, но в век новых материалов и компьютерных технологий процесс прощания с усопшими стремится к совершенству. Профессиональный форум сотрудников ритуального бизнеса «Некрополь-TANEXPO 2017» состоялся на ВДНХ.
Основатель выставки «Некрополь» Сергей Якушин рассказал корреспонденту РБ о первых шагах своего детища:
«Первая выставка «Некрополь» состоялась в 1993 году и вызвала шок у многих, потому что на тот момент отрасли не было, а были спецкомбинаты, колотившие гробы и обивающие их красной тканью, делающие венки из бумаги и воска. На первой экспозиции «Некрополь» были выставлены доски даже с корой, школьная разноцветная бумага для венков, а из тканей – ситец, атлас и очень дорогой по тем временем бархат. Ещё была красная эмаль для покраски гробов и мотки проволоки, что меня удивило, но производители сказали, что из этой проволоки делают гвозди. Но у каждого стенда стояли очереди покупателей, все эти скромные товары были востребованы. На тот момент конкуренции практически не существовало.
Но уже вовсю появлялись кооперативы, и началась битва частного и муниципального бизнеса. Властелины мира – те, кто управлял кладбищами – локтями и ногами отпихивали кооператоров и не пускали на рынок. Сейчас ситуация изменилась, и в Госдуме обсуждается проект закона, предусматривающего нормы для частного кладбища, для кладбищ по религиозному принципу. Есть предприниматели, готовые инвестировать средства в похоронную отрасль, выкупить землю и построить крематории, колумбарии, но сегодня это происходит на свой страх и риск без чёткой законодательной базы.
Я в те времена работал в новосибирской выставочной компании, которая проводила выставки по всей стране – в Москве и Ленинграде, от Алма-Аты и до Владивостока. Мы изобретали новые проекты, чтобы охватить больше отраслей. И вот, когда ушёл из жизни близкий человек, я увидел, что похороны у нас проходят убого, нищенски, без уважения, без пиетета, без подведения итогов прожитой жизни, и решил организовать выставку ритуальных услуг. Мои коллеги говорили, что я сумасшедший, потому что не видели рынка. Но в Москве нас поддерживала и церковь, и мэр Лужков. В Петербурге было интересно: на конгрессе сидела братва, слушала внимательно и потом они сказали: «Да, вы профессионал, можете работать». Это было лихое время, но мы устояли, и проект в этом году отмечает двадцатипятилетие.»
Если в двух словах представить экспозицию, то можно сказать, что «Некрополь-TANEXPO 2017» это выставка технологий и дизайна. При изготовлении ритуальной продукции теперь используются лазеры и специальные компьютерные программы, а дизайнеры предложат гробы, венки, надгробные памятники на любой вкус. Увы, смерть – это не только трагедия потери близкого человека, но и серьёзные расходы на организацию похорон. Прайс разный – есть бюджетные варианты, а есть экспонаты для обладателей очень толстых кошельков. Но даже в скромной версии сумма наберётся немалая и, глядя на ценники, хочется пожелать вам и вашим близким крепкого здоровья и долголетия.
Несмотря на всю серьёзность тематики, на выставке присутствовали элементы шоу. Так, несколько лет назад африканский мастер из Ганы представил гроб в виде бутылки «Русской» водки. Дело в том, что в Гане фигурные гробы не редкость, и, если ты работал водителем, то могут похоронить в гробу в форме автомобиля, если трудился рыбаком – вот, пожалуйста, рыба. Ну вот почему-то у него Россия ассоциировалась с бутылкой. Впрочем, отечественные сотрудники похоронных агентств могут рассказать байки о причудах заказчиков, а если есть спрос – то будет и предложение, это закон бизнеса. На «Некрополе-2017» подобной экзотики нет, и представленная в павильоне продукция ориентирована на традиционный вкус родственников и друзей усопшего.
В рамках выставки прошли семинары, курсы, форумы по отраслевым проблемам. В день открытия деловая программа прерывалась на конкурс «Мисс и Мистер “Некрополь”» с участием представителей из разных городов. Конкурсанты должны были креативно представить сферу своей деятельности, ответить на профессиональные вопросы, а в заключение продемонстрировать свои таланты. Самой яркой участницей стала патологоанатом Оксана Томилина из Национального центра Пирогова.
А на подиуме своё видение траурной одежды представили как молодые дизайнеры, так и преподаватели РГУ имени Косыгина. Наида Ашижева вдохновилась казачьей тематикой, российской военной историей и её коллекция выдержана в красно-черных тонах. Лидия Скрипкина показала молодёжную одежду пастельных тонов, в которой можно прийти на любое торжественное мероприятие. «Другой мир» – это некие заоблачные персонажи Юлии Власовой. Марго решила оживить статуи богов из мира фэнтази и показала двух жриц – посланниц Смерти и трёх всадников Апокалипсиса. Елена Сударушкина представила работы с элементами японского стиля «Медленно уходящие». Хэдлайнерами дефиле стали модели, появившиеся на подиуме в костюмах коллекции-перформанса «Прозерпина в царстве мёртвых» дизайнерского дуэта Фёдора Додонова и Хайка Симоняна. Чёрные розы, чёрные бабочки – это символы тёмного царства, да и всё искусство, по мнению авторов, изначально было сакральным и лишь с течением времени стало развлекательным.
Рубрика: Разное. Метки: выставка, ВДНХ, похороны.